Звоните! С 7:00-23:00 8(495)220-16-19

Когда можно ставить оградку на могилу после похорон


Юрист профи

Соглашение о расторжении договора Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон соглашения о расторжении договора за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению данного бланка, связавшись с нами по телефонам указанным на сайте. Новый образец 2018 года Соглашение о расторжении …

Где на пенсии живется лучше? «Комсомолка» решила посмотреть, от чего зависят пенсии в других странах мира, и попыталась понять, где проще обеспечить себе достойную старость БЕЛАРУСЬ: МЛАДШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ПЛАТИТ ПЕНСИЮ СТАРШЕМУ Пенсионный возраст: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет. Сумма, которую будет получать белорус, достигший пенсионного возраста, зависит от стажа работы и зарплаты, …

Как правильно оформить приказ об увольнении по истечении срока трудового договора по образцу? Специфика приказа, который оформляется по истечении срока трудового договора, заключается в том, что в большинстве случаев он является обязательным мероприятием. Его необходимо проводить при наличии желания или необходимости снять находящегося на срочной должности сотрудника. Если приказ не оформлен, и прочие необходимые мероприятия …

Регистрация дарения В законодательстве РФ, договорные отношения по одариванию одного лица другим, регулируются главой 32 ГК (Гражданского кодекса) РФ. Ст. 572 ГК РФ, определяет дарение как безвозмездный процесс перехода прав на имущество, от дарителя к одаряемому. При этом, со стороны бывшего собственника не должно быть никаких условий для нового хозяина, по распоряжению этим подарком. Договоры …

Православные иконы и молитвы Молитва на возврат долга, чтобы отдали деньги и дали кредит «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день, нас уже больше 60 000 человек. Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, …

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 2021/10 Судебные акты, которыми признано недействительным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, оставлены без изменения, поскольку действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на денежные средства, находящиеся на счете, воспрепятствовали должнику исполнить исполнительный документ в установленный для добровольного исполнения срок Постановление Президиума Высшего …

Экс-жена лидера группы «Мачете» со скандалом отсудила у него алименты Наталья Симакова получила от Ярослава Малого несколько миллионов рублей. Музыкант оставил жену и дочь и стал строить отношения с другой женщиной, которая воспитывает четверых детей. Он принял ребят как родных, а свою дочь практически не навещает. Уже четыре года лидер групп «Мачете» и «Токио» не …

Заявление на отказ от страховки по кредиту Сбербанка: образец Предложение от сотрудника банка о заключении страховки – это процедура, с которой неизбежно сталкиваются все заемщики кредитных средств. Зачастую при подписании договора заявитель не особо вчитывается в предложенные документы. Спустя некоторое время человек понимает, что согласился на ненужную услугу и пытается от нее отказаться. Для чего …

Виды законов в Российской Федерации Закон — нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются: • федеральные законы; • законы субъектов федерации. В свою очередь федеральные законы …

Пенсии в 2018 году, последние новости: пенсии работающим пенсионерам, прибавка, пенсия по старости, военным Пенсии повысятся трижды, но по одному разу для различных категорий пенсионеров: в январе, апреле и августе. В большинстве своем все как обычно, но в 2018 году в правилах индексации пенсий появились некоторые изменения. О них — подробнее в нашем материале. ЯНВАРЬ. …

pkproekt.ru

Когда можно ставить памятник на могилу?

После того, как удастся хотя бы немного отойти от потрясения после похорон, возникает логичный вопрос: «А когда можно ставить памятник на могилу?» Этот вопрос абсолютно понятен, ведь практически каждый из нас желает достойно обустроить место захоронения своего дорогого человека. Что ж, в этом случае совет только один: главное – не торопиться.

Стоит сказать, что в православии строгих правил относительно времени установки надгробия нет. Никто не будет вас поторапливать приобретать гранитное изделие к девятому или сороковому дню и, напротив, никто не осудит вас за то, что в ближайшую неделю вы привезете памятник на могилу. Правда, с религиозной точки зрения сразу же после траурной церемонии необходимо установить крест: необязательно гранитный или металлический, в данном случае подойдет и обычное изделие из дерева. Приобрести православный или католический символ веры сегодня достаточно просто, ведь кресты в различном исполнении представлены в любых ритуальных магазинах. Единственное, некоторое время может занять изготовление таблички с именем и годами жизни покойного, однако современные технологии позволяют подготовить ее весьма оперативно.

И так как религиозные каноны ничего не говорят о правильном времени монтажа надгробия, лучше всего руководствоваться только здравым смыслом. Во-первых, желательно выждать один год после захоронения. За это время почва окончательно деформируется, а могильная земля уплотнится. Если вы замечали на кладбищах покосившиеся надгробия, то с большой вероятностью можно сказать, что это – результат преждевременной и неправильной установки. Во-вторых, ни в коем случае нельзя ставить памятник в зимнее время. Промерзшая земля, равно как и неосевший грунт, может стать причиной разрушения плиты. Поэтому администрация всех кладбищ официально разрешает устанавливать надгробие и ограду с 15 мая по 15 октября. В этот период земля либо еще не успела замерзнуть, либо уже полностью прогрелась.

Не меньшее значение для установки памятника имеет тип почвы, а также вес надгробия. К примеру, наиболее практичной для монтажа плиты считается песчаная почва, а вот на глинистой местности у монумента больше вероятности «поплыть». Чем тяжелее памятник – тем сложнее с установкой, поэтому громоздкие конструкции или большие комплексы должны устанавливаться как можно позднее.

Еще один вопрос, который возникает при установке памятника: что же делать с крестом? На этот счет существует несколько мнений. Кто-то скажем вам, что в обязательном порядке необходимо оставить крест на месте захоронения вместе с памятником. Кто-то же считает, что крест на могиле – это всего лишь формальность, поэтому во время обновления места захоронения можно просто избавиться от него, так как гораздо важнее не установленный по традиции символ веры, а наши реальные чувства и любовь к умершему. Священники же обычно советуют не просто выбросить крест, а сжечь его. В любом случае это полностью ваш выбор, который должен основываться не на мнениях других людей, а на том, что вам подсказывает ваше сердце.

www.green-stone.by

Оградка на могиле: устанавливать или нет?

Когда появилась традиция ограждать место, где захоронено тело усопшего? На территории Руси обычай зародился, когда предки стали придерживаться христианских ритуалов. Считается, что устанавливать оградки на кладбище свойственно лишь русским людям. За рубежом подобных традиций не существует. Но данное мнение неверно: изгороди на могилах устанавливались еще во времена скифов. Данный атрибут был вспомогательным элементом при проведении жертвоприношения и магических обрядов.

Подавляющее большинство могил на современных кладбищах ограждено. Однако в местах свежих захоронений можно заметить отсутствие оградки. Что это означает? Следование западным ритуалам или определенным принципам? Возможно, и то, и другое. Устанавливать ограждение на кладбище или нет - все зависит от ваших этических и религиозных соображений. И если вы не можете принять решение, советуем ознакомиться с целями, для которых на погосте устанавливают изгороди.

Зачем нужна оградка на могиле?

Чем объясняется подавляющее большинство могил, огражденных от общей территории кладбища? Почему близкие и друзья усопших все же предпочитают устанавливать оградки? Зачастую делают это в следующих целях:

Установка изгороди несет в себе достаточно преимуществ, чтобы сделать выбор в ее пользу.

Как выбрать оградку?

На что ориентироваться, выбирая ограждение для могилы? Согласно нормативам установки памятников на кладбище, изделие не может иметь выступающие элементы в случае, если они являются препятствием при доступе к соседним могилам. Важно, чтобы изгородь не скрывала надгробия: проходящие должны видеть, кто именно покоится в данной могиле. Зачастую высота изделия не превышает 1-1,2 метра. Имейте в виду, что около 30 см оградки уйдет под землю при установке изделия.

По дизайну ограждения бывают самыми разнообразными, а вот в качестве материалов используют следующее сырье:

Исходите из своих возможностей и воли усопшего, если таковая была озвучена. И конечно же, проследите за тем, чтобы изгородь и памятник были выдержаны в одном стиле.

Когда лучше всего устанавливать ограду вокруг могилы?

Ограда может быть установлена как после захоронения, так и до него. А чтобы памятник и изгородь смотрелись целостно, стоит заказать надгробие и ограду одновременно. Имейте в виду, что в отличие от памятника, забору не страшны усадки, поскольку он устанавливается не на вскопанной почве. Что касается времени года: это может быть как лето, так и зима. Единственное важное условие: температура воздуха должна быть не ниже -5 С. При соблюдении условий установки, качественное изделие будет сохранять первозданный вид и выполнять функции на протяжении многих лет.

pamytniki-kharkov.kh.ua

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?  

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах – следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

– Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности. Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей, является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

– Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной  ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище – ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

– Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

* См., в частности, «Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них Литургии и раздаваемые милостыни» преподобного Иоанна Дамаскина.

© Memoriam.ru

www.memoriam.ru


Смотрите также