Как правильно приклеить кант к паспарту
Канты для паспарту
Кант (слип) - деревянная или пластиковая планка (гладкая, резная, тонированная, крашенная, состаренная) - перегородка, отделяющая паспарту от самой работы. Кант как один из элементов декорирования паспарту применяется для создания дополнительного эффекта. Кант должен сочетаться по цвету и отделке с паспарту и рамкой.
Благодаря особой форме профиля, кант может быть смонтирован в окно паспарту (в этом случае кант становится частью дизайна паспарту) или под четверть багета (в этом случае он становится частью дизайна багета).
Самые популярные сочетания цветов паспарту и канта при оформлении вышивки.
- бежевое паспарту и золотой кант
- бежевое паспарту и коричневый кант
- бежевое паспарту и зеленый кант
- бежевое паспарту и голубой кант
- белое паспарту и золотой кант
- белое паспарту и коричневый кант
- белое паспарту и зеленый кант
- белое паспарту и голубой кант
Если при оформлении используется стекло, то кант не дает соприкасаться работе со стеклом.
Существует два вида декоративных профилей из пластика: гладкие профили (с ровной гладкой поверхностью) и викторианские (с тиснением по всей длине профиля). Их монтируют под паспарту (по контуру отверстия) или под четверть багета. Для этого на лицевой стороне профилей имеется клеевой слой с защитной пленкой.
Помимо этого существует множество других декоративных элементов.
Бумажные и тканевые ленты.
5-миллиметровые ленты используют для контурной обводки отверстия в паспарту (иногда в сочетании с нанесением линий). 25-миллиметровые ленты используют для обклейки глубокого фацета (среза) паспарту.
Декоративные накладки
Декоративные накладки сделаны из латуни и покрыты лаком. С их помощью можно украсить паспарту или раму. Большинство накладок можно изогнуть по профилю багета. Накладки крепят на багет или паспарту с помощью клея или мелких гвоздей.
Переводные виньетки
Переводные виньетки часто используют в оформлении фотографий, гравюр и документов для того, чтобы украсить паспарту или разместить на нем информацию.
chinim-vse.ru
Правила использования слипа при обрамлении картин
Оформление завершенной работы – важный процесс для создания уникального характера картины. Удачно подобранные рама и кант позволяют акцентировать внимание на достоинствах произведения искусства, выделяет ее оригинальность и художественную ценность.
Роль слипа в оформлении картины
Кант используется с целью обозначения декоративной вставки. Его применяют при необходимости усложнить визуальное восприятие готового художественного произведения. Слип представляет собой миниатюрный багет, который выполнен из пластика или дерева с нанесением цвета и рисунка. С его помощью украшают багетную раму или паспарту.
Кант является вспомогательным элементом и используется исключительно в тандеме с паспарту или рамой. Использование вставки позволяет кардинально изменить внешний вид багета, добавить элегантность профилю или добавить ширину. В паспарту обычно ставят слип, чтобы добавить декор и создать объем внутри рамы.
Слип для паспарту
Узкая планка канта служит для отделения паспарту от оформляемой работы. Этот прием практикуется для дополнительного декорирования готовой работы и придания картине более ощутимого эффекта. Если при оформлении использовалось стекло, то слип отделяет картинку от защитного материала и создает объемное изображение.
Окантовка – эстетичная декоративная полоска, которая окаймляет окно паспарту. За счет того, что кантик отличается особой формой, он достаточно легко и быстро монтируется. Слип бывает резным или гладким, тонированным или крашенным. По отделке и цвету он подбирается в соответствии с видом рамы и паспарту.
Слип при изготовлении составной рамки
Кант – дополнительный декоративный элемент, который обогащает и эстетично украшает оформление работы. Раму из багета и слипа используют для придания дополнительного объема и добавления колористического, рельефного эффекта. Для изготовления составной рамки надо подобрать гармоничное сочетание широкого багета и узкого канта.
Для оформления художественного произведения таким способом, кант надо вставить примерно под четверть багетной рамы. Также может применяться обычный узкий багет, тогда ширина составной рамы зависит от фантазии дизайнера.
Подбор слипа под картину
При выборе декоративного элемента для обрамления произведений искусства следует выполнять основные правила:
- При оформлении надо учесть, что главным предметом остается картина, а не рама.
- Обрамленная картина должна гармонично сочетаться с интерьером и внутренним убранством помещения.
- Рама должна не конкурировать с произведением искусства, а лишь гармонично подчеркивать изображение. Поэтому она должна совпадать по цвету, фактуре и орнаменту полотна.
- Основными критериями выбора канта являются цвет и материал. Главное условие - выбранная палитра не должна заглушать или искажать изображение.
- Декоративный элемент надо подбирать соответственно оттенку изображения. Он должен быть на полтона темнее основного цвета картины или совпадать с ее второстепенным цветом.
Разные виды техник живописи сближает обрамление готовой работы. Рама, включающая слип в качестве декоративного элемента, подчеркивает отдельные качества произведения и усиливает общее эмоциональное впечатление от картины.
bagetlev.ru
Как оформить рамки с паспарту
Если вы ищите для решения сканворда ответ на вопрос: « рамка из картона, слово из восьми букв», то знайте, это слово – паспарту. Этим французским термином называется картон для наклеивания изображения, или изготовленная из картона специальным образом рамка. Предназначается для оформления фотографий, рисунков, гравюр, декоративных работ.
Паспарту или эстамп изготавливаются в специальных багетных мастерских. Эта работа несложная, для ее выполнения своими руками потребуется наличие чувства меры и гармонии, и максимальная аккуратность. Попробуем сделать объемную рамку из картона своими руками.
Зачем нужно паспарту?
Заключительный этап создания произведения искусства, оформления декоративной работы или художественной фотографии – подбор и изготовление рамы. Рама является важной частью изображения, хотя призвана только декоративно его оформить.
От того, насколько хорошо подобрана рама, как соответствует ее стиль произведению, в нее заключенному, зависит, как будет выглядеть экспонируемое. Рама – это одежда картины, гравюры, фотографии. Как и человека, то, что вы хотите показать, встречают по одежке. Без должного оформления произведению недостанет выразительности, оно будет « голым ».
Как и одежда, оформление состоит из нескольких частей:
- багет;
- стекло;
- паспарту;
- собственно, то, что мы хотим поместить в раму;
- подложка;
- задник.
- Для самой рамы и задника – подкладка подходящего размера. Можно использовать переплетный картон, или приобрести удобный для вас. Его декоративность не имеет особого значения, потому что она будет иметь декоративное покрытие. Конечно, не стоит использовать материал от старой коробки – ведь задник вы все равно будете видеть;
- Картон для эстампа. В багетных мастерских и магазинах для творчества и художников продается специальный картон для паспарту. Можете выбрать его, или купить любую другую декоративную бумагу, подходящего качества, и устраивающего вас внешнего вида. Чтобы не ошибиться с выбором цвета, возьмите с собой то, что вы планируете оформить в эту раму;
- Акриловый грунт белого цвета;
- Акриловые краски, в баночках и в виде аэрозоля или спрея. Цвет красок зависит от выбранного цвета;
- Структурная паста из акрила;
- Кружево или бинт;
- Трафарет. Трафарет на пленке, готовый или вырезанный самостоятельно;
- Клей. Клей подойдет ПВА. Такие работы бывает удобно производить с использованием двустороннего скотча. Что будет удобнее вам, поймете сами;
- Макетный нож, линейка коврик для резки, шпатели и мастихины, кисти, шкурка мелкая.
- картон или ватман;
- плотная цветная бумага, нужного вам оттенка;
- ножницы;
- простой карандаш;
- линейка;
- любой клей;
- металлический уголок.
- При выборе ширины паспарту следует учитывать тот факт, что мелкое изображение эффектнее смотрится в узкой раме, а яркое и крупное – в широкой.
- Паспарту должно быть шире самой рамы в два раза.
- Чтобы паспарту и картина свободно помещались в раму, необходимо сделать их на 3 мм меньше со всех сторон, чем размеры самой рамы.
- Паспарту для романтичной картины можно украсить кружевом, ленточкам, засушенными цветами, что придаст ему еще большего очарования.
- Паспарту для детских рисунков украшают разнообразными пуговицами, значками, мини-игрушками и другими игривыми штучками.
- Весьма оригинально смотрятся паспарту, сделанные из обычной ткани. Они добавляют интерьеру особого домашнего уюта и тепла.
Назначение эстампа – создание поля между рамой и изображением. Это поле облегчает целостность восприятия работы, усиливает эстетическое действие произведения. Монотонность картонной рамы создает спокойную атмосферу вокруг работы, отделяя ее от декора рамы, отделки стены, и сосредотачивая внимание зрителя на самой работе. Объемное поле дает произведению « воздух », дополнительную глубину.
Чтобы убедиться в важности эстампа, попробуйте поэкспериментировать. Возьмите какое-либо изображение небольшого формата – фотографию, детский рисунок, хоть иллюстрацию из журнала, и повесьте его на стену. Оцените, какое впечатление производит изображение на вас, как на зрителя.
Затем возьмите лист белой бумаги – обычной, офисной, приклейте вашу «работу» к листу, и повесьте еще раз в то же место. Посмотрите еще раз – согласитесь, совсем другое дело.
Этот прием помогает правильно выбрать размер полей эстампа, цвет картона, и другие моменты. Рамка паспарту из картона и бумаги может иметь разную фактуру – матовая, глянцевая, текстурная. Главное, чтобы ее цвет и внешний вид не забивал оформляемой работы, а, наоборот, своей нейтральностью подчеркивая ее достоинства.
Вспомогательный элемент или самостоятельная рама?
Паспарту не всегда используется в оформлении произведения искусства. Иногда декоративное оформление состоит только из рамы. В некоторых случаях багет рамы имеет такой профиль, который имитирует наличие паспарту.
Если все-таки рама имеет паспарту, как правило, такое оформление более выразительно. Картонное обрамление занимает пограничное положение: с одной стороны, оно относится к обрамлению, а с другой стороны, начинает восприниматься как часть изображения.
Сама рамка из картона может выступать как самостоятельное обрамление для фотографий, небольших гравюр или рисунков, вышивки, и пр. Сделать простую рамку из картона, как всем известно, несложно. Но зато такое дополнение не только украсит ваше любимое фото, но и сделает его выразительным.
Делаем раму: материалы и инструменты
Давайте посмотрим, мастер-класс по изготовлению рамки для личного фото из картона своими руками.
Вырезаем саму рамку и задник. Вам придется подобрать размеры под вашу работу. В этом мастер — классе будем делать рамку с размерами 190х240 мм. Такие же размеры у задника. Ширина поля выбрана 30 мм. Значит, окошко внутри имеет размеры 130х180 мм.
Делаем паспарту. В данном случае мы будем делать не совсем настоящее паспарту. Вырезаем из картона или бумаги деталь, имеющую внешние размеры – такие же, как и у рамы (190х240 мм). Размер внутреннего окошка – 90х140 мм. В таком обрамлении будет хорошо смотреться изображение 100х150 мм.
В настоящем эстампе по периметру окошка делается фаска: картон подрезается и загибается внутрь под углом в 45°. Мы, для придания рамке необходимой объемности, вырежем из белой бумаги еще один слой, размерами 190х240, а внутреннее окошко – на2-3 мм меньше, чем у паспарту. В нашем случае, это 87х137 мм.
Переходим к декорированию рамы. Для начала ее надо загрунтовать. После того как грунт полностью высохнет, отрезаем кусочки кружева или обыкновенного бинта (можно, как Вини-Пуху, взять и того, и другого – в зависимости, от вашего желания).
Разложив отрезки так, как вам кажется наиболее декоративно, покроем грунтом декоры. Наносить его лучше с помощью мастихина, тонким слоем. Высушиваем. Когда заготовка высохнет, обрезаем торчащий бинт, обрабатываем края шкуркой.
Объемная картинка лучше всего создается по трафарету. Для этого используем структурную пасту. Наложите трафарет, с помощью мастихина нанесите пасту. Выравнивать поверхность идеально нет необходимости – неровность придаст особый шарм и привлекательный внешний вид раме.
Снимаем трафарет аккуратно, стараясь не сдвинуть рисунок. Дополнительно можно нанести пасту еще в нескольких местах на раме, как фактурную штукатурку. Сушим, шкуркой подравниваем края и дефекты.
Окрашиваем рамку в зависимости от своей задумки. Можно дополнительно добавить золотой или бронзовой краски, для придания винтажной потертости.
С помощью белой краски можно дополнительно немного окрасить и паспарту, чтобы придать состаренный внешний вид. Это удобно делать « сухой кистью » — набираете краску на самый кончик кисти, излишки сначала стираете о ненужную бумагу, а затем, когда краски почти не останется, окрашиваете деталь.
Приступаем к сборке рамки. Сначала соединим детали паспарту. С помощью клея или двустороннего скотча приклеиваем с внутренней стороны деталь из белой бумаги таким образом, чтобы по краю окошка остался кантик в 1,5 мм.
Затем по внешнему краю приклеиваем задник – таким образом, чтобы под паспарту можно было вставить фотографию. Также аккуратно приклеиваем рамку. Не забудьте сделать подвес для рамки или подставку. Винтажная рамка своими руками из обычного картона готова!
Надеемся, наш мастер-класс поможет вам освоить создание оригинального оформления для фотографий и картин. Приятного вам творчества и красивых интерьеров!
Как сделать красивое паспарту своими руками
Даже самая изысканная и красивая картина без соответствующего оформления и качественной рамы будет смотреться совершенно неуместно и убого. Поэтому перед рукодельницами и мастерами, которые создают шедевры своими руками в конце работы стоит вопрос «как эффектно оформить свое творение?». Можно конечно отнести свое произведение искусства в багетную мастерскую, однако этот вариант стоит недешево и будет по карману не каждому. Поэтому идеальным решением будет сделать паспарту своими руками.
Что такое «паспарту» и каково его предназначение
Паспарту представляет собой специальную рамку из картона с отверстием круглой, овальной или четырехугольной формы, куда вставляется фотография, картина или любое другое произведение. Такого вида рамка замечательно подойдет для вышивки, для оформления рисунка. Главная задача паспарту – создание гармонии между картиной, рамой и общим дизайном помещения. С помощью такого оформления можно акцентировать внимание на центре композиции и отлично вписать ее в интерьер.
Паспарту будет замечательным вариантом выделить картину на стене, особенно если цвет обоев и изображения совпадает. Например, если вы хотите повесить картину или фото с изображением леса в зеленых оттенках, а обои на стенах комнаты светло-салатовые. Паспарту контрастного оттенка станет идеальным решением в этом случае.
Создавая паспарту самостоятельно, можно оставить вокруг картины столько свободно места, сколько вы посчитаете нужным для того, чтобы сделать максимальный акцент на картине. Кстати, на этом свободном месте можно разместить авторскую подпись или известную цитату. Еще одним преимуществом паспарту является его универсальность – оно подходит для картины или фото любого размера.
Что необходимо для создания паспарту
Для того, чтобы сделать паспарту для фото или рисунка, необходимы такие материалы и инструменты:
Самостоятельное изготовление паспарту потребует от вас терпения и некоторых усилий, однако с работой могут справиться люди с любым уровнем мастерства. Пошагово схема работы выглядит так:
1. Возьмите лист плотного картона и начертите прямоугольник. Его размеры должны быть в два раза больше размеров готовой картины или рисунка, для которых делается паспарту. Этот прямоугольник необходимо вырезать. Разместите в его центре картину таким образом, чтобы расстояние от сторон картины до краев рамки было одинаковым. Обведите картину или рисунок простым карандашом, а затем вырежьте получившийся прямоугольник. В итоге у вас получится своеобразная рамка с окошком посередине. Отлижите пока эту деталь в сторону.
2. Следующий шаг – изготовление контрастного по цвету канта. Возьмите плотную цветную бумагу и вырежьте четыре полоски одинаковой ширины – около 3-4 сантиметра. Первая пара полосок должна быть равна по размеру длине окошка, вторая пара – ширине. Затем согните получившиеся полоски вдоль пополам, при этом нужно оставить узенький кантик шириной не больше 2 миллиметров.
3. Приложите полоски к внутреннему окошку и проверьте, как они подходят. С помощью металлического треугольника отмерьте лишние уголки и обрежьте их.
4. Следующий этап – приклеивание полос к самой рамке. Клей стоит наносить только на картон, поскольку цветная бумага тоньше и может растянуться, набухнуть. При этом получатся неэстетичные бугорки. Особое внимание необходимо уделить стыкам на углах рамки.
5. Когда высохнет клей, можно с обратной стороны приложить рисунок или картину, оформить готовую работу рамкой со стеклом или без.
6. Стоит отметить особенность оформления вышивки в паспарту. Ее необходимо обязательно зафиксировать на листе плотного картона с помощью скотча или степлера, и только затем украшать паспарту и рамкой.
Маленькие хитрости, которые делают паспарту шедевром
Следуя всем этим советам и пошаговой инструкции, вы сможете самостоятельно создать уникальное паспарту, которое украсит любое ваше произведение. При этом вы существенно сэкономите свой бюджет.
Паспарту своими руками
Автор: Грицив Светлана вкл. 19 Январь 2016 . Опубликовано в Технология
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I — III СТУПЕНЕЙ С. ОРЛОВО- ИВАНОВКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ШАХТЕРСКА
Паспарту своими руками.
Мастер-класс с пошаговыми фото
Автор ГРИЦИВ СВЕТЛАНА ИВАНОВНА
Учитель изобразительного искусства, трудового обучения, художественной культуры, черчения.
Руководитель кружка « Изобразительное искусство» учреждения дополнительного образования « Шахтерский сельский дом творчества школьников»
Мастер-класс рассчитан для учителей начальных классов, изобразительного искусства, организаторов детского движения, педагогов дополнительного образования,руководителей кружков, методистов, творческих людей, связанных с организацией выставок детских работ.
Задачи:
— обучать приемам изготовления паспарту — развивать творческое воображение,конструктивное мышление; — прививать умение видеть красоту; — воспитывать аккуратность при выполнении работ;
— получать положительный заряд от работы..
Паспарту(фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения. Паспарту для детских работ способствует эстетическому восприятию работ, прививает этот вкус детям. Надо отметить тот факт, что паспарту для работ учащихся помогает согласовать изображение со стеной или стендом, где будут размещаться работы . При оформлении рисунков часто возникает вопрос как это сделать быстро и красиво?
Я вам предлагаю один из вариантов оформления работ .
Для работы нам необходимо: рисунок, плотная бумага размером больше чем рисунок ( для оформления работы масштабом А-4 необходимо для паспарту взять лист бумаги масштабом А-3), канцелярский нож или ножницы, линейка, карандаш.
Для начала попробуйте изготовить небольшое паспарту.
Подберите нужный вам лист бумаги. Если вам не удалось найти бумагу желаемого оттенка, а паспарту будет не больше, чем лист формата А3, можно распечатать на цветном принтере лист бумаги подходящего цвета .
Отметьте точками или уголками габариты рисунка.
Соедините точки в прямоугольник.
Затем , отступая от краев 0,5-1,5см. (в зависимости от величины работы) , прочертите еще один прямоугольник.
Проведите в меньшем прямоугольнике диагонали.
И прорежьте их канцелярским ножем или ножницами. Важно! Только диагонали меньшего прямоугольника!
Затем загибаем по линии сгиба все четыре части прямоугольника.
И в обратном направлении на глубину равную размеру большего прямоугольника.
Паспарту готово! Осталось вставить в него работу и зафиксировать (по желанию) с изнаночной стороны скотчем.
Картина с паспарту всегда смотрится более ярко, эстетично и стильно. Главное — подобрать цвет, который будет правильно подчёркивать холодные или тёплые оттенки рисунка. Кроме того, паспарту можно использовать также в оформлении фотографий или вышитых картин, оно может быть из ткани или овальной формы. Включайте фантазию и экспериментируйте – вам понравится !
Как сделать паспарту своими руками?
Паспарту – цветной картон, который заполняет пространство между художественной работой и рамой. Оно может понадобиться для графики, акварели, вышивки, а также фотографий и других творческих работ, которые вы хотели бы оформить в рамку.
Паспарту для рисунка или вышивки — аккуратный декоративный элемент, тщательно подобранный по цвету и фактуре, сможет сделать акцент на вашей работе или же поместить небольшую текстовую надпись. Кроме того, с паспарту нет необходимости подбирать рамку по размеру оформляемой работы.
Особенности выбора паспарту
Важно правильно подобрать паспарту, чтобы он смотрелся гармонично. Важно уделить внимание цвету, он должен контрастировать с основной работой и поддерживать цветовое решение рамы. Кроме того, он должен иметь определенное соотношение по ширине между рамой и размером надписи.
Эффектно смотрится двойное паспарту, а также вариант с разной шириной верхней и нижней рамки. Но не менее важно и аккуратно вырезать паспарту. Следуя простой инструкции, вы легко можете сделать паспарту своими руками.
Для создания понадобятся:
- Картон или кусок плотной бумаги выбранного оттенка. Это могут быть как матовые, так и блестящие варианты. Все зависит от того, какой дизайн вы для себя выбрали
- Также нужны острые ножницы или канцелярский нож
- Линейка, желательно металлическая
- Клей
- Перед тем, как начать делать паспарту своими руками, обязательно замерьте внутренний размер рамки. Подстилающий картон и картон, из которого вы будете вырезать паспарту, должны быть на несколько миллиметров меньше, чем сама рамка. Но не переборщите, иначе работа будет выпадать из рамы, поскольку ее нельзя будет плотно закрепить
- Далее необходимо определиться с внутренними размерами. Измерьте ширину и высоту рисунка (вышивки), прибавив по 2-4 сантиметра от каждого края, в зависимости от размера работы
- Теперь необходимо рассчитать ширину паспарту для вышивки. Просто измерьте внутреннюю длину и ширину рамки, вычтите из нее, соответственно, длину и ширину картины и разделите пополам. Это и будет ширина паспарту по длинной и короткой сторонам картины
- Отложите необходимые размеры на заготовке паспарту, прорисуйте карандашом, отрежьте по металлической линейке острым ножом, используя подстилку
- Далее необходимо приклеить работу к паспарту изнутри, тщательно соблюдая расположение (отступив 2-4 сантиметра от каждого края). Для приклеивания лучше использовать двусторонний скотч
- лист плотного картона;
- нож для бумаг;
- лист гофрированного картона;
- рамка (готовая) с задней панелью и стеклом;
- плоскогубцы;
- степлер;
- готовая работа.
- бежевый/золотой (коричневый, голубой, зеленый);
- белый/золотой (коричневый, голубой, зеленый).
- разобрать рамку на детали (всего их три: стекло, изнанка и, собственно, сама рамка);
- отложить рамку и стекло подальше, поскольку для работы на данный момент вам понадобится только «изнаночная» часть изделия;
- при помощи линейки измерьте ширину и длину «изнанки»;
- для того чтобы не забыть параметры, их следует зафиксировать на картонном листе. Делается это так: от левого верхнего угла отмеряем тридцать сантиметров в правую сторону и ставим точку;
- от этого пункта отмеряем вниз еще двадцать пять сантиметров и поставить еще один «пункт»;
- возвращаемся к главной точке (левый верхний угол), отмеряем вниз двадцать пять сантиметров и отмечаемся;
- измеряем расстояние между двумя нижними «пунктами». Если вы все сделали правильно, то оно должно быть не больше и не меньше тридцати сантиметров;
- следующий этап — соединение всех точек аккуратными линиями;
- получился красивый прямоугольник? Отлично! Теперь вы должны вырезать его;
- кладем готовую деталь «лицом» на поверхность стола;
- снова возвращаемся к главной точке. Отмеряем в правую сторону пять сантиметров и отмечаемся;
- от левого нижнего угла отмеряем еще пять сантиметров, ставим точку;
- соединяем оба «пункта»;
- поворачиваем готовый прямоугольник по часовой стрелке, а затем выполняем последние три пункта (отмечание точек и проведение прямых линий) еще три раза. Если сумеете все сделать корректно, то в центре большого прямоугольника вы получите еще один, размер которого будет соответствовать размеру вашей вышивки;
- «вооружитесь» канцелярским ножом и аккуратно вырежьте маленький прямоугольник.
- аккуратно разместить полотно с вышивкой ровно по центру прямоугольника, а сверху накрыть паспарту;
- убедиться в том, что узор вашей вышивки хорошо виден, и ни один из его элементов не оказался «спрятан». Если это не так, вам необходимо поправить свою работу и обрезать мешающую вам канву;
- обработать края канвы при помощи клея ПВА;
- позволить работе высохнуть, отложив ее в сторону;
- тщательно подготовьте заднюю часть. Для этого вам рекомендуется сделать те же манипуляции, что и в последних трех пунктах приготовления оформления. Только отмерять теперь нужно не по пять, а по два сантиметра. Размеры получившегося внутреннего прямоугольника должны быть не более, чем 26/21 сантиметров;
- теперь вам опять предстоит кропотливая работа с точками. Найдите левый верхний угол готовой геометрической фигуры, и, аккуратно продвигаясь в правую сторону по периметру, отмерьте по одному сантиметру;
- проколите обозначенные точки при помощи гвоздя;
- последний этап — прикрепление вышивки. Пришивать ее необходимо строго к «изнаночной» части рамки. Для этого вам следует закрепить углы, а потом тщательно прошить ваше рукоделие. Техника — «стежок вперед-назад» против и по часовой стрелке. Если это необходимо, вы можете прочертить линию, по которой будете прошивать работу, при помощи простого карандаша.
- При выборе рамки необходимо учитывать, что небольшой узор будет отлично смотреться в узком обрамлении, а яркий и дерзкий — в широком.
- Если верхнее поле будет уже нижнего, композиция будет смотреться несколько богаче.
- Если вы желаете усилить вашу композицию, не отвлекая от нее внимание, вам необходимо подобрать правильные подложки для паспарту. Сделать это можно, ориентируясь на оттенок и структуру.
- Картина будет выглядеть более элегантно, если использовать двойное обрамление.
- Подстилающий плотный картон и паспарту должны свободно помещаться в рамку. Для этого необходимо сделать их несколько короче (примерно на три миллиметра), нежели стороны внутренней рамки.
- К сожалению, иногда можно наблюдать этакий «эффект кривизны». Этого можно с легкостью избежать, если заранее подобрать фанеру или более плотный подстилающий картон.
- Важно помнить о том, что рама должна быть достаточно плотной и сильной для того, чтобы выдержать немалый вес стекла. Также она должна быть вместительной.
- Для достижения наилучшего эффекта, вы должны будете сделать внутрение стороны на шесть миллиметров короче, нежели внешние.
Для работы с ножом обязательно используйте специальную подложку, которая позволит не повредить стол во время резки.
Как правильно вырезать паспарту?
Для начала определитесь с размером рамки. Она должна быть на 5-7 сантиметров больше готовой картины с каждой стороны и подходить по форме (пропорциональный прямоугольник, квадрат, вытянутая форма).
Осталось только поместить работу в рамку. Задача, как сделать паспарту, решена.
Необычные решения для картин
Помимо классического паспарту для картин, существуют нестандартные решения. Например, это может быть паспарту из бумаги с рисунком или орнаментом, как растительным, так и фигурным.
Кроме того, фотографы и любители вышивки задаются вопросом как сделать паспарту двойным. Для этого достаточно вырезать два паспарту, один на 3-5 мм шире другого и наложить их друг на друга и приклеить двойным скотчем. Однако нужно соблюдать аккуратность, чтобы обе стороны внутреннего паспарту имели одинаковый размер. Только тогда оформление картины будет смотреться аккуратно.
Стильное паспарту позволяет придать вашей картине по-настоящему завершенный внешний вид. Сделать его не сложно, однако многое зависит от того, насколько гармоничным будет цвет и фактура материала, который вы выберите. Он также должен гармонировать с рамой вашей работы.
Только попробовав несколько вариантов, вы сможете в полной мере быть уверенными в том, что ваша картина будет смотреться как настоящий шедевр.
Рамка с паспарту
Паспарту — это плотный цветной картон (или аналогичный материал), c помощью которого обрамляются рисунки, картины, фотографии или другие произведения изобразительного искусства. Другими словами — это поле или несколько полей между изображением и рамой.. При этом используется особый картон – спрессованный ватман, сверху покрытый цветной бумагой.
— рамка с паспарту облегчает восприятие произведения искусства, помогая зрителю сконцентрироваться непосредственно на изображении;
— оформление картин в паспарту защищает от всевозможных неблагоприятных факторов, которые могут нанести вред, а также они являются элементами согласования картины, как с поверхностью стен, так и с другими расположенными рядом объектами;
— хорошо подобранная рамка с паспарту могут сделать нужный акцент, тем самым значительно усилить эстетическое воздействие.
Паспарту необходимый элемент оформления, и без него не обходится, согласно статистике, каждая четвертая картина, которую оформили профессионально. Дизайнеры-оформители считают элемент паспарту действительно волшебным, рамка с паспарту позволяет специалисту создать вокруг картины поле, которое приблизит взгляды к самому изображению.
К примеру, при оформлении в багетной мастерской с помощью рамки с паспарту в черно-белом формате, можно отлично подчеркнуть глубину и загадочность произведения. Пейзаж, обрамленный с помощью паспарту теплых оттенков, будет смотреться более ярким, веселым, а в темных наоборот, более пасмурным, грусным. С помощью паспарту обрамление произведения можно приглушить или наоборот подчеркнуть детали.
Широкое обрамление делает художественную работу более величественной, впечатляющей. Связано это с тем, что такое оформление картин в паспарту усиливает ее драматизм, придавая ей некий профессиональный облик – подобно картинам, которые находятся в художественных галереях. Маленьким работам широкое рамка с паспарту придаст ощущение значимости и ценности. При оформлении больших работ, они позволяют поддерживать сбалансированность между выбранной рамой и самой работой, а также соблюсти общую пропорциональность произведения.
Паспарту для вышивки
Сегодня стали очень популярными вышивки, оформленные при помощи рамок с паспарту. Ширина паспарту для вышивки является самым важным элементом в оформлении работ. Выбор оптимальной ширины зависит от размера фокусной точки, стиля вышивания и размера вышивки.
Абстрактные картины, являющиеся произведениями современного искусства, а также эмблемы обрамляются только одинарным паспарту, это придает элегантность и чистоту оформлению. Классические произведения искусства оформляют в основном двойным обрамлением, выбирая оттенки одного цвета. Реже в оформление картин в паспарту используются контрастные тона, данный прием используют, когда необходимо добиться стилизации оформления.
Для оформления музейных произведений используют нейтральных классических цветов — это белый цвет со сливочным оттенком или чисто белый. Цветные паспарту создают декоративный эффект, но особенно хорошо смотрится многослойность, она позволяет добиться интересных декоративных и цветовых эффектов. Но при этом нужно обязательно соблюдать главное правило – обрамление (рамка с паспарту) не должна быть ярче самого изображения, чтобы не отвлекать внимание от произведения.
Этот вид декора обладает богатой палитрой цветов и оттенков. Разнообразны и фактуры паспарту: бархат, ткань, имитация драгоценных металлов, плетенки. Помимо картона стандартного качества, используется паспарту музейного качества и рамки с паспарту из дерева.
Декор необходимо делать в правильном стиле, исходя из особенностей картины. Желательно, чтобы обрамление было лаконичным, подобранным со вкусом. Так что наш совет — довериться профессионалам, в специализированном багетном салоне. Профессиональные дизайнеры-оформители « АРТ –КРИСТИ» подчеркнут красоту изображения, превратят обычную картинку в произведение искусства.
Оформляем своими руками вышивку в паспарту
Каждая рукодельница со стажем, умеющая и любящая вышивать, рано или поздно задумывается о необходимости самостоятельно изготовить паспарту для вышивки. Работа, оформленная таким образом, становится не только более опрятной, но и яркой, интересной. Более того, именно благодаря ему вышивальщица может добиться гармоничного союза своей вышивки и дизайном помещения: оттенок для обрамления работы можно подобрать под цвет обоев или мебели.
Паспарту представляет собой лист плотного картона, на котором вырезаются овальные, круглые или квадратные отверстия. Он накладывается на готовую работу сверху и служит оригинальным обрамлением вышивки.
Виды паспарту
Многослойное изделие может эффектно акцентировать внимание на основных цветах, использованных в работе. Изделие двойное, изготовленное из похожих оттенков, создает достаточно глубокий «фацет». Многослойная, и тем более глубокая модель способна придать работе «эффект 3-D». Это способствует тому, что оформление становится воистину уникальным и художественно ценным.
Необходимый материалы для обрамления
Для изготовления квадратного паспарту вам потребуется, чтобы под рукой были следующие инструменты:
Видео: Чем и как можно сделать паспарту
Выбор цветового оформления
От цвета обрамления зависит, как будет смотреться готовая работа. Черный цвет зрительно уменьшает изображение, акцентируя внимание на изображении. Белое оформление визуально увеличивает работу, а серый цвет выполняет промежуточную функцию. Главное, что бы выбранный тон не «забивал» сюжет и сохранял нейтральность по отношению к рисунку. Для цветных изображений можно сделать цветной или черно-белый вариант. При выборе цветных вариаций, подойдут оттенки спокойной и неброской цветовой палитры. Выбирать цвет паспарту можно исходя из тона основного элемента вышивки.
Подбираем кант
Перед тем как приниматься за изготовление оформления для готовой вышивки, необходимо корректно подобрать кант, представляющий собой планку-перегородку, выполненную из дерева или пластика. При помощи канта, создающего дополнительный эффект, отделяют оформление от рукоделия.
Важно помнить, что кант по отделке и оттенку должен гармонировать с рамкой и паспарту. К наиболее востребованным сочетаниям паспарту/кант являются:
Мастерим паспарту своими руками
Важно помнить, что паспарту — это вовсе не отдельный чужеродный элемент, а, пожалуй, важнейшая часть рукоделия. Именно поэтому к процессу изготовления оформления необходимо подойти внимательно и ответственно.
Акцентировать внимание необходимо на оттенке оформления. Подобрать его несложно. Для этого рекомендуется отыскать наиболее яркий оттенок рисунка. Это может быть как креативная, необычная оппозиция, так и более консервативный, классический вариант.
Сделать эффектное оформление для своего рукоделия можно следующим образом:
Можно сказать, что ваша работа полностью готово. Теперь вам осталось только соединить все элементы — и вышивку можно смело помещать на стену.
Видео: Как увеличить глубину
Сборка рамки
Корректное оформление вышивки должно начинаться с ее помещения на «изнаночную» часть. Сделать вы должны будете следующее:
На изнаночную часть рамки с пришитым к ней рукоделием поместите паспарту. Прижмите работу стеклом, и закрепите свою рамку.
Оформление вышивки готово!
Несколько важных советов
Для того чтобы сделать эффектное оформление для своего рукоделия, необходимо придерживаться ряда несложных рекомендаций:
Немаловажно помнить и о том, что увлекаться экспериментированием с оттенками крайне не рекомендуется. В одном оформлении лучше всего использовать только холодные (изумрудная зелень, фиолетовый, сиреневый, синий и голубой оттенки) или теплые (травяной зеленый, коричневый, бордовый, красный, оранжевый, желтый) цветовые гаммы.
Всегда помните и о том, что близкорасположенные оттенки способны слиться (в частности, это касается таких «родственников», как оранжевый и красный тона). Избежать этого можно. Для этого вам стоит поместить рядышком «не-родственников», то есть, оппозиционные, но гармонирующие друг с другом оттенки.
Украшаем работу дополнительными элементами
После того как «черновая» работа выполнена, вам предстоит к наиболее приятному, завершающему этапу — к украшению готового паспарту для вашей вышивки. Украшать работу рекомендуется в соответствии с ее тональностью. Если вы вышили романтический сюжет, то достойным обрамлением будут ленточки или же ажурные кружева.
Если вы желаете, чтобы в вашей работе присутствовал «эффект Прованса», то вам необходимо заранее подыскать специальную бумагу, стилизованную под мрамор.
В случае если вы чувствуете, что ваше рукоделие необходимо «оживить», придав толику легкости, то удачным обрамлением для вышивки будут флажки, ленты и трафаретные узоры. Если вы чувствуете достаточно уверенности, чтобы сделать оформление из цветочных элементов — смело приступайте. Это придаст вашему рукоделию насыщенности.
Видео: Учимся оформлять вышивку в паспарту
Оформление картин: подбираем багет и паспарту
Картины — прекрасный элемент оформления интерьера. Развешенные на стенах, написанные в самых различных техниках, пейзажи, натюрморты и портреты дополняют убранство комнат. Однако и самим картинам нужно достойное обрамление, которое представит их в наиболее выгодном свете. О том, как подобрать для живописных бриллиантов блестящую огранку, расскажет наш сегодняшний материал.
Важно помнить, что в тандеме «картина и ее рама» главная роль достается изображению. Рамка должна не затмевать картину, а подчеркивать ее красоту. Выбирая багет (планку, применяемую для изготовления рам), учтите несколько важных моментов. Прежде всего, багет должен подходить не столько к интерьеру, сколько к самой картине. Разумеется, вешать в квартире, оформленной в стиле hi-tech, резную золоченую раму не стоит, но в остальном ориентируйтесь именно на стиль живописного изображения.
Внешний вид багета во многом определяется красками и стилем, в котором написана картина. Классическое полотно будет прекрасно смотреться в деревянной резной раме, а для произведения абстракционистов придется поискать более современный вариант.
Присмотритесь и к манере написания: если в картине много плавных мазков и присутствуют растительные мотивы, то подойдет рама с аналогичным орнаментом. И, напротив, к полотну, в композиции которого ключевую роль играют рациональные геометрические построения, следует выбрать строгий багет.
Что касается цветового решения, здесь все зависит от красок, использованных в изображении. Если преобладают теплые тона, то золотистая, коричневая, бронзовая рама будет наилучшим решением. Для холодных тонов подойдет серый, черный, голубоватый багет.
Не позволяйте раме и изображению сливаться: не стоит делать их контрастными, но и идти тон в тон не следует. Рама призвана оттенять изображение: если на картине преобладает бежевый, выберите багет хотя бы на тон темнее или светлее.
Если вы хотите оригинально оформить картину, вам на помощь придет рама из составных багетов. Она создается из планок разной толщины, в результате получаясь довольно объемной. Внешний слой рамы будет более заметным и широким, что привлечет внимание, а внутренний, более простой и узкий, сгладит переход между изображением и внушительным багетом, не позволив картине потеряться на этом фоне.
Для оформления небольших картин рекомендуется подобрать раму, превосходящую площадь картины по размеру. Для того, чтобы обеспечить связь рамы с изображением, потребуется паспарту — лист плотного картона, в центре которого и размещается картина.
Паспарту не должно сливаться по цвету ни с рамой, ни с изображением. Часто, чтобы более четко разграничить пространство, между паспарту и картиной вставляют слип — узкий декоративный элемент, который служит своего рода миниатюрной рамкой. Слип делается из дерева или пластика и украшается по желанию. Иногда его также можно увидеть между паспарту и внешней рамкой.
Если вы планируете повесить в одном месте целую группу фотографий или картин, не стоит делать слишком широкий багет. Узкая рама без особенных украшений здесь будет как нельзя кстати.
Для большого полотна, которому предназначено занять центральное место в интерьерной композиции, широкий багет окажется максимально уместным. Иногда в широкие рамы вставляются и небольшие картины, но уже без паспарту: таким образом достигается визуальный эффект глубины, когда изображение выделяется благодаря тому, что находится в центре.
При изготовлении багетов применяются дерево, пластик, реже алюминий (этот вариант идеален для современных образцов живописного искусства, а также для черно-белых фотографий). Выбирая дерево, будьте готовы внимательно следить за влажностью в помещении: многие породы плохо переносят ее перепады и могут рассыхаться.
Конечно, картину можно оформить и без использования рамки. Если изображение нанесено на холст, нужно просто обтянуть холстом подрамник и закрепить его так, что покрыты будут и углы конструкции.
Но это всего один способ, в то время как багетные мастерские предлагают сотни вариантов оформления с использованием широкого спектра декоративных элементов. Выбор остается за вами.
- Курган материнский капитал в 2018 году
- Самыгин пС история учебное пособие
dobroedeloufa.ru
Глава 17. Подготовка к выставке
Не исключено, что у кого-то, кто достаточно быстро почувствует себя «на коне», возникнет желание учинить выставку. Когда с вопросом «пора ли?» обращаются ко мне, если у человека действительно есть способности, мы вместе решаем его сомнение в ту или другую сторону, Мне представляется, что для персональной выставки достаточно наскрести около сорока картинок, в которых проявляются черты индивидуальности их автора. Но даже если таких снимков – на порядок меньше, все равно неплохо привести их в «музейное» состояние. Ведь даже живописные холсты, написанные большими художниками-профессионалами, совсем по-разному выглядят на студийном мольберте, в музейном запаснике и на стене выставочного зала, будучи соответствующим образом обрамленными.
Рама – это не пустяк, не прихоть и не покушение на гламур. Рама предназначается для того, чтобы отчленить пространство картины от нашего пространства бытовой повседневности. Много десятилетий назад я дарил своим знакомым нечто, помещаемое в шикарный золоченый багет, поверхность которого превышала площадь «холста». Мощная рама, окружающая клочок чего-то непонятного. Шалил. Но всем нравилось.
Приглядывался в разных музеях к рамам, понял, что они должны контрастно отличаться как от обрамляемого произведения, так и от окружения. Например, в интерьере, выполненном в стиле барокко с позолоченными филенками и карнизами, точно такая же рама не сможет работать полноценно. Но позолоченная рама с листиками аканта и фиги вполне может подойти какой-нибудь картине художника импрессиониста или даже экспрессиониста, при условии, что она будет висеть на нейтрально окрашенной музейной стене. Кстати сказать, идеально универсальными оказались стены, выкрашенные в темно-серый «мышиный» цвет.
Сделал несколько зеркальных рам, в которых зрительницы наблюдали себя (и начинали поправлять макияж). Понял, что зеркальная рама должна быть тонированной и изогнутой (как в комнате смеха), скажем, изготовленная из позолоченной трубы. Были и другие варианты. Принцип такой: между иллюзорным миром картины и средой нашего обитания рама должна представлять третью среду, отличающуюся и от того и от другого. Это может быть «столярная» поверхность, или металл, или полоса какой-то иной фактуры. С цветом рамы нужно быть осторожным: ее цвет не должен конкурировать с доминирующим цветом картины. Несколько раз на выставках встречал замечательные рамы с узенькими цветными полосками. Но для меня стало очевидным, что раму нужно подбирать к произведению. Не случайно Верещагин занимался собственноручным изготовлением рам к своим картинам.
Совсем иной подход – фотография изготовлена «в обрез», без каких бы то ни было паспарту и рамы. Это ‑ допустимо, если имеется в наличии приемлемая стена. Здесь опять наилучший фон – нейтрально-серый, потому что, если стена радостно зеленая (такой дизайн интерьера сегодня пропагандируется), поместить на ней какую-либо фотозарисовку природы значит оную погубить.
Компромиссный вариант – фотография вставляется в паспарту. Ширина полей в идеале должна равняться приблизительно 1/3 наименьшего габарита изображения. Скажем, у нас имеется картинка 30х40 см, значит, поля должны иметь ширину – около 10 см.
Важно, чтобы нижнее поле было несколько больше верхнего.
Сегодня в магазинах продаются паспарту с симметрично вырезанной дыркой, чтобы туда можно вставить картинку и горизонтального, и вертикального формата. Это плохо. Человек, не замечающий, что при этом изображение «присаживается» вниз, не способен чувствовать композицию и для творческой фотографии потерян.
Цвет и фактуру паспорту целесообразнее выбирать под картинку, так, чтобы они не конкурировали между собой. Слишком цветное паспорту способно угробить изображение.
Настоящее паспарту – довольно толстое. Его прорезают (на специальных приспособлениях) наискось, так что между поверхностью поля и картинкой оказывается кант шириной около половины сантиметра. Этот кант бывает белым, или, если желаете, золотым, либо даже черным (редко цветным).
Полностью белые или черные поля паспарту обычно делаются из экономии, используя для этой цели ватман или черную бумагу. Картинка в белом обрамлении кажется темнее, а в черном – светлее. Таким способом я неоднократно спасал не вполне удачно напечатанную фотографию.
Во всех случаях картинку надо как-то ухитриться наклеить на какую-то основу. Сегодня для этой цели выпускаются специальные легкие (пенистые внутри) листы толщиной около 3 (и более) мм. Некоторые основы имеют клеящуюся поверхность. Кажется, здорово! Берешь картинку и просто прикладываешь ее сверху. Но положить ее необходимо абсолютно точно. То есть, она должна лечь без перекоса и без воздушных пузырей посередине. Для этого нужно обладать навыками и ловкостью. Если картинка легла криво, оторвать ее бывает почти невозможно. В случае небольшого перекоса выровнять картинку проще, обрезав избыток паспарту. Воздушный пузырь можно удалить, проколов картинку, или сделав в ней аккуратный разрез, который после этого тщательно заклеивается. Лично я, помучившись, решил больше с самоклеящимися материалами не связываться.
Снизу (на более широком поле) часто наклеивается этикетка с названием и указанием авторства. Иногда этикетку приклеивают не посередине. Это вопрос вкуса (замечу – очень тонкого вкуса). Если он есть в наличии, можно и саму картинку располагать асимметрично. Упаси боже эту этикетку оставлять белой: это – бьющая в глаза самодеятельность. Но имейте в виду, что на темном паспарту и серая этикетка будет казаться белой. Шикарно снабдить картинку этикеткой на металлизированной основе. Надеюсь, понятно, что для этого можно использовать «золотую» или «серебряную» бумагу, хотя стоит подумать, не станет ли это выглядеть, как дешевая выпендрежка?
Для наклейки используют специальный синтетический клей. Почему специальный? Потому что большинство синтетических клеев постепенно пропитывают бумагу (на которую нанесено изображение), и на картинке проступают безобразные пятна, как будто туда пролилось растительное масло. То же самое следует иметь в виду применительно к наклеиванию этикеток.
Все виды паспарту стоят недешево, поэтому часто печатают фотографии с полями псевдопаспарту, задавая им нужные цвет и фактуру. Нередко это получается довольно эффектно.
Если нет денег (или их очень жалко), поля делают меньше. Иногда меня спрашивают, какие допустимы размеры минимальных полей? Не знаю. Экономия почти всегда выглядит жалко.
Фотографии на паспарту вполне уместно вставлять в раму. При этом рама может быть узенькой (это тоже позволяет немного сэкономить). Снабжать ли раму стеклом? Без стекла – шикарнее. Со стеклом – безопаснее (и пыль вытирать проще). Считается, что стекло должно быть тонким – 2 мм. Но удобнее иметь дело с трехмиллиметровым стеклом. Разницу вы не заметите, а тонкое стекло больше ломается в руках от собственного веса. Правда, более толстое стекло – тяжелее. Но остальные различия практически незаметны. (Кстати, трехмиллиметровое стекло – дешевле и более толстого и тонкого.) Пустячок, но может пригодиться. Если на стекле есть царапины, они, скорее всего, будут незаметными, если только изображение не содержит обширных белых и черных поверхностей. Разнотолщинность дешевого стекла кого-то пугает. Не берите в голову. Эта кривизна играет роль только если смотреть насквозь и на удаленных расстояниях. А когда такое «волнистое» стекло приложено фактически вплотную к картинке, никаких искажений заметить невозможно. Это как в зеркале: вы углядите его кривизну, только отойдя далеко, а вблизи оно кажется идеальным. (В оптике удовлетворительно плоским считается стекло с фокусными расстояниями в неровностях более 300 м.)
Выставочный размер фотографий, в среднем, приблизительно ‑ 30х40 см. Бόльшие размеры обращают на себя больше внимания. Но делать их сложнее и дороже, прежде всего потому, что сохранить их плоскостность не так просто. Большие фотографии приходится наклеивать на специально изготовленные планшеты. Однако, некоторые фотографии «просятся» быть маленькими. (На одной из своих выставок я предумышленно разложил на стенде крохотные «контактные» отпечатки с малоформатных пленок, зрители с удовольствием их разглядывали.)
***
Лично у меня за многие годы накопилось некоторое количество приемов, которые помогают мне выкрутитьсялегче, проще и дешевле. Например, я применяю в качестве паспарту оргалит (другое название ‑ ДВП ‑ древесно-волокнистая плита), причем в качестве лицевой использую его оборотную сторону. На тканеподобную шершавую фактуру хорошо ложится краска. Окрашивать эту грязновато-желтовато-коричневую поверхность необходимо, поскольку в натуральном виде она не слишком эстетична. Крашу я ее самыми дешевыми белилами (для внутренних работ), куда добавляю красители, что называется, по вкусу, (скажем, гуашь) и тушь, а также немного водоэмульсиолнного клея. Клей нужен ради того, чтобы краска не стала вскоре осыпаться. Цвет моих паспарту – приблизительно серый с некоторой склонностью в синеву или зелень (как мне в тот момент по нраву).
Перед этим в оргалите вырезаю (випиливаю) дырку нужного размера и с надлежаще скошенными краями (как у настощих дорогих паспарту). Этот скос можно потом покрасить в любой цвет: в белый, черный, и т.д. вплоть до «позолоты» или «серебрения» (при желании можно применить настоящее золочение – шутка).
Сейчас по причине общей дряхлости и ленивости (все ж таки мне уже 77), поступаю еще проще: картинку приклеиваю сверху (без выпиливания дырки), но изображаю ее (эту дырку), подкрашивая специально оставленные на отпечатке белые поля. Так что у зрителя возникает впечатление, как будто эта дырка есть, как будто я не поленился ее прорезать.
(Если картинка сносная, обычно до выведения меня на чистую воду дело не доходит.)
Когда хватает средств, снабжаю картинку еще и самой дешевой узенькой рамкой, отдавая предпочтение голому металлу. Деревянные рамки, в конечном счете, оказываются дороже, поскольку они легко деформируются, значит, их приходится делать массивнее и шире. В принципе рамки могут быть и цветными, но выбирать яркие цвета нужно с осторожностью. В комплект рамок, которые сейчас несложно купить (выбор их грандиозен), входят и «ушки» для подвешивания. Я подвешиваю картинки с помощью самого дешевого корда, не обладающего ослепительной белизной: (опасаюсь, что внимание зрителя целиком заберут на себя белые веревки, а на рассматривание картинку у него не останется душевных сил.)
Если рамки мне в тот момент не по карману, просто накрываю паспарту стеклом и развешиваю картинки с помощью кламмеров. По правде сказать, приличны кламмеры мне не встречались (хотя, вероятно, они в природе существуют). Когда я был моложе, и у меня оставались на это силы, я делал кламмеры собственной конструкции. Не побоюсь разгласить самое примитивное их устройство. (Если кто-то решится наладить их массовое производство, буду только рад.)
Это – всего лишь металлическая полоса шириной 9 мм и толщиной около 1 мм, согнутая таким образом, что в образовавшийся «карман» входит угол пакета из трехмиллиметрового стекла, трехмиллиметрового оргалита и бумажного листа с фотоизображением.
Таким образом весь пакет удерживается за углы. Девятимиллиметровые уголки настолько малы, что их фактически не замечают. Но если есть желание, их можно еще и подкрашивать в цвет паспарту.
В качестве материала может быть использован любой металл, скажем, стальная полоса, или разрезанная ножницами алюминиевая кастрюля.
Чтобы веревка не разрезалась о края металла, края отверстий надлежит «скруглить».
Подвеска осуществляется по чрезвычайно простой схеме:
Выравнивание подвешенной картинки не вызывает никаких проблем. Замечу, что укорачивание шнура несложно реализовать за счет наматывания излишка веревки с тыльной стороны, скажем, на спичку, гвоздик или шуруп.
Когда нужда берет за горло, и уже нет сил искать (а тем более делать) хоть какие-нибудь кламмеры, поступаю еще проще: завязываю веревочку петлей и прихватываю ею весь пакет (из картинки, паспарту и стекла), потом другой такой же веревочкой с другого угла, перекрещиваю эти две веревочки и завязываю еще по петельке снизу, после чего остается связать их между собой (в любом месте).
Существенна величина петелек, охватывающих пакет с углов. Если они малы, есть опасность их соскальзывания, и тогда ваш опус шандарахнется об пол. А если они ‑ велики, веревочки слишком нагло вылезают на лицевую поверхность стекла и рискуют стать предметом разглядывания.
Лично я завязываю петельки морским узлом, назваемым «беседочный узел»; это не столь существенно, однако морской узел сравнительно легко развязать и завязать вновь, а так называемые «бабьи узлы» затягиваются навсегда, хотя имеют склонность развязываться сами собой.
Если вся «проводка такелажа» осуществлена правильно и натянута симметрично, не возникает проблем с подвешиванием картинки без перекоса даже на одной веревочке. Хотя обычно «по музейному» картинки подвешивают на два шнура, идущих строго вертикально, параллельно друг дружке. Если картинка повисает без наклона, не упираясь нижним обрезом в стенку, она обнаруживает склонность к раскачиванию. Конечно, если шнуры развески тянут в разные стороны, картинка не раскачивается, но изящнее, когда они параллельны. Моя схема позволяет обеспечить картинке наклон, благодаря которому нижний край упирается в стену, а потому раскачивания не возникает. Кроме того лица зрителей не отражаются в стекле, в силу его наклона. Некоторые люди, как только видят свое отражение, забывают обо всем на свете и начинают работать над своей прической, следовательно, им не до картинки, перед которой они остановились. Какой-то процент зрителей этот процесс захватывает полностью (неверно думать, что это обязательно представительницы прекрасного пола). Прическа и макияж при этом выигрывают, но впечатление от выставки уступают место естественной радости увидеть себя. (А виноват в этом, тот, кто развешивал выставку.)
Если картинка экспонируется без стекла, возникает вероятность, что посетители оставят на ней автограф (какие слова при этом используются, угадать нетрудно). Вероятно, поэтому выставка без стекол считается более элитарной. Что бы развесить картинки без рам и стекол, целесообразно подготовить на тыльной стороне пару ушек из неширокой тесьмы. Клеить их необходимо тщательно. Те, кто полагается на скотч, обрекают себя на то, что уже на следующий день картинки оказываются валяющимися на полу (с отбитыми углами). Меня жизнь научила эти петельки не только сажать на клей, но и заклеивать их сверху квадратиками бумаги.
Эти ушки не следует клеить близко к верхнему краю. Почему? Главная причина в том, что если за них приходится вязать узел шнура, увеличивается вероятность того, что «бантики» вылезут наружу. Высовывающиеся из-за картинки узлы создают ощущение неопрятности (как у красотки, демонстрирующей вылезающие наружу бретельки и прочую арматуру). Кроме того высоко расположенные ушки создают возможность того, что картинка повиснет вдоль стены, не касаясь ее, а следовательно, не имея опоры, получит возможность раскачиваться (например, от сквозняка).
Теперь несколько слов о наклеивании. Фотографии, выполненные химическим способом на фотобумаге, а не напечатанные с применением тех или иных красителей на принтере, можно размачивать в воде. Но (внимание!) бумага при намокании увеличивается в размере. Значит, после высыхания она стянет основание так, что оно изогнется. Чтобы лист основания (скажем, из того же оргалита) остался плоским, с обратной стороны надлежит его тоже заклеить бумажным контрслоем. Однако (внимание!) у разных сортов бумаги коэффициент увеличения размера при намокании – неодинаков. А, следовательно, нужно убедиться, что та бумага, которую вы применяете для контрслоя, в этом смысле – приемлема. Чтобы «закрепить» достигнутую плоскостность, стоит после высыхания на некоторое время положить наклеенную картинку под гнет (но без контрслоя достигнуть этого все равно не удастся, так что оставьте надежды, картинка скоро примет форму либо старинного щита, либо пропеллера).
Некоторые специалисты используют для наклеивания картинок скотч (двухсторониий). Сказать, что это ‑ долгосрочный способ, я бы не рискнул.
Подготовка фотографий к выставке (совокупность всех этих процедур называют «окантовкой») – серьезное дело. Некоторых оно увлекает даже больше, чем собственно фотографирование. И это понятно: тут можно гораздо меньше ломать голову и мучить воображение. Да и потом результат очевиднее: на входе мы имеем листик бумаги (с картинкой), а на выходе получаем музейный экспонат. Да и эстетическая составляющая здесь тоже присутствует. Недаром знаменитый художник-баталист Верещагин любил в свободное от занятий живописью время мастерить рамы.
***
Еще более увлекательное, но более сложное (порой мучительное) занятие – компоновка выставки. На это счет существует множество рекомендаций, отчасти противоречивых. Попытаюсь их вкратце обобщить. Примем в качестве исходной задачи такие постулаты:
· во-первых, надо организовать пространство, в котором экспонаты не будут «толкать друг друга локтями»,
· во-вторых, создать условия для того, чтобы каждый экспонат «звучал» наиболее отчетливо.
Что же тут сложного? Какие проблемы?
Приведу в качестве примера обратный вариант. У прежних именитых богатеев в их поместьях и дворцах можно встретить домашние собрания картин разных авторов, которые объединялись по принципу так называемой«шпалерной развески», когда холсты подгонялись друг к другу так, чтобы на стене не оставалось пустого места. Естественно, что в таких условиях картины мешают друг другу, и разглядывать их проблемно. В условиях жесткой конкуренции обычно побеждают не лучшие, а более «шумные». Чтобы картины не «дрались» между собой, их нельзя развешивать вплотную.
Многие думают, что лучше вешать рядом картинки близких сюжетов. Это не так. В свое время один мой бывший студент принес несколько фотографий, снятых почти с одной точки, так что некоторые персонажи на них фигурировали неоднократно. Поскольку те снимки – прекрасны, я не рискую показывать их в одной коллекции. Хотя считать это догмой не следует. Так другому моему студенту в жизни все время попадаются девушки с диктаторскими замашками. Возможно, их даже интересно было бы объединить в цикл ‑ «Укротительницы».
Что бы избежать монотонности не следует вешать рядом несколько картинок одинакового формата и близкого масштаба. Лучше горизонтальные снимки перемежать вертикальными, а крупные планы – общими. Когда экспонаты отличаются от соседних, вероятность того, что они будут замечены, ‑ выше. А будучи замечена, картинка обретает шанс быть воспринятой. Дальше у зрителя начинается процесс «открытия», который может происходить уже и за пределами прямого наблюдения: за счет включения зрительной памяти.
Не так давно мне пришлось компоновать выставку в таком ограниченном пространстве, что пришлось вешать картинки в два яруса. Естественно, что и промежутки между паспарту соседних изображений были минимизированы до 7-10 см. Но, благодаря тому, что поля паспарту были достаточными, этого хватало. Понятно, что если бы фотографии были изготовлены без паспарту (и без рам), расстояния между ними следовало делать значительно большими.
В этом моем случае на каждой стене мной были обозначены верхние, нижние и боковые края «плашек», за пределы которых ни одна картинке не выходила.
При том что их обращенные внутрь края могут «гулять».
Наличие такого прямоугольника, в пространство которого вписываются все картинки, формирует и организует стену в целом. Абсолютное большинство зрителей, конечно же, этой «заорганизованности» не замечает, однако же, в целом обусловливается некое ощущение порядка и дисциплины, что помогает воспринять экспозицию не как случайную мешанину разношерстных фотографий.
Но и в случае более свободной развески, стоит попробовать размещать картинки так, чтобы имели место как нижняя, так и верхняя образующие границы экспозиционного пространства.
Обратите при этом внимание на то, что важнее соблюсти не столько формальную точность геометрии, сколько впечатление точности. Больше доверяйте глазу, чем рулетке.
Эти мои рекомендации не носят обязательного характера. Иногда даже лучше вносить в экспозицию элементы хаотичности, разбрасывая картинки почти стихийно, так чтобы некоторые из них вырывались протуберанцами за пределы неких подразумеваемых границ. Время от времени мне встречаются и такие вольные соседства, когда две картинки почти сталкиваются краями. В подобных случаях лучше, чтобы их внутренняя динамика была направлена в разные стороны. Так, если повесить рядом два портрета, у персонажей которых носы будут направлены встречно друг другу, неизбежно возникнет ощущение некой сюжетной связи между ними. Такие «диалоги ‑ междусобойчики» соседних произведений уместны не всегда. Но они создаются даже из-за направления взгляда. Так, расположив рядом фотографию обнаженной натуры и портрет мужчины, глаза у которого повернуты в ее сторону, мы тем самым организуем некую коллизию. И чем почтеннее изображенное лицо, тем более непристойной будет выглядеть ситуация.
u3a.ifmo.ru