Звоните! С 7:00-23:00 8(495)220-16-19

Как в домашних условиях отшлифовать камень


Как отполировать камень в домашних условиях? - Советы на все случаи жизни

Перстни с лучистыми самоцветами и вставками, кулоны, серьги, запонки и другие украшения с камнями. Письменные приборы, скульптуры, колонны и цоколи и стены зданий. Во всех этих примерах, и не только в них, камни прекрасно выполняют роль художественного, скульптурного и строительного обрамления, служащие главной деталью для художественно-прикладной композиции. Любители камня коллекционируют все минералы, включая рудные породы. Например: агаты, яшмы, кремнии и переходные формы этих минералов. Сегодня вы узнаете, как и чем отполировать камень в домашних условиях.

к содержанию ↑

Былая красота

Возвращать былую красоту камню мы будем при помощи следующих материалов:

  1. Наждачная бумага с разной крупностью зерна.
  2. Мягкая ткань или полировальные круги (для механической обработки).
  3. Специальная химия для камня.
  4. Шлифовальные круги.
  5. Песок.

Вся полировка делится на этапы, каждый этап будет описан по порядку.

к содержанию ↑

Раскалывание или резка

Очищенные и отмытые камни надо отсортировать.

Важно! Опытные любители, знающие свое дело, находят в камне такие плоскости разрезов, через которые можно увидеть переливы красок, напоминающие пейзажи, а то и портреты.

Прежде чем начать работу над поделкой, надо:

Станок для резки, шлифовки можно собрать на базе электрического точила или электрического сверлильного устройства ЭЗС-1.

Важно! У него два выхода вала, один — оснащенный патроном 6, другой — наждачным кругом или специальной планшайбой, с алмазным покрытием. Мощность данного устройства ЭЗС-1 0,25 кВт, частота вращения 2800 мин.

Можно эксплуатировать для обработки камня и другие электродвигатели в диапазоне мощности от 0,25 до 0,5 кВт и частоте вращения от 1500 до 3000 мин. Установка прибора идет с расчетом того, что вам надо будет манипулировать различными размерами дисков и углами наклона.

Что надо учесть при работе:

Важно! Дабы уменьшить трение, в воду можно добавить мыльный раствор.

Важно! Правой же рукой подают камень. Крупные элементы лучше держать обеими руками, а поролон вместе с камнем прижимать к инструменту.

Важно! Как вариант — также  можно установить камень в специально подготовленную картонную коробку, залить цементом и после полного отвердения разрезать камень вместе с цементной коробкой. Если вы использовали такой тип резки, то по его окончанию цемент осторожно удаляют.

Важно! Таким способом удобно резать элементы, размер которых немного превышает диаметр режущего инструмента.

Важно! Перед проклейкой камень надо просушить, чтобы в трещинах не осталось воды. Делается это так: его нагревают над электроплиткой, а после — охлаждают примерно до 60° С. На горячий материал кисточкой или палочкой ватной наносят вдоль отмеченных трещин эпоксидный клей, так он глубже проникает и быстрее затвердевает. Камень становится достаточно прочным, и как результат — его резка получится лучше.

В домашних условиях применяется и обычная болгарка, диск по камню. Более точная обработка вашего предмета потребует применение станка типа “пилорама” с металлической, желательно подвижной платформой.

к содержанию ↑

Шлифовка

При шлифовке используется наждачная бумага (крупного зерна), помимо бумаги, используются песок или пемза. Данный этап завершается тогда, когда вы увидите на поверхности ровный горизонт.

Важно! Зачастую приходится снимать 3-4 см.

Шлифовать можно как вручную, так и с помощью, например, угловой шлифовальной машинки (болгарки).

к содержанию ↑

Полировка

Вслед за шлифовкой пора отполировать камень. В домашних условиях для этого используют специальные средства наподобие полироли или же воска.

Большинство мастеров рекомендуют использовать вещества на основе воска. Средство наносится на поверхность булыжника и трется тканью или полировочным кругом до появления блеска.

к содержанию ↑

Обработка поверхности

Теперь необходимо покрыть булыжник защитным и декоративным средством. На рынке существует множество средств с разными свойствами: какие-то — выделяют структуру породы, некоторые — придают материалу “мокрый вид”.

Главное при выборе — не вестись на цены, а ссылаться на то, чтобы ваши старания не вылетели в трубу, потому как некачественное средство может сделать и такое.

Важно! Некоторые вещества в составе могут войти в реакцию и испортить предмет вашей гордости.

к содержанию ↑

Гравировка

Гравировка – возможна при использовании приспособления для выполнения точечных работ, либо при использовании набора резцов по камню и молотка. В таком случае по завершению гравировки, надо отполировать камень, используя электродрель и насадками для полировки.

к содержанию ↑

Видеоматериал

После получения таких знаний, вы готовы отполировать камень в домашних условиях. Опять же, следует помнить о правилах безопасности. Если вы не уверены в своих силах и у вас никогда не было опыта, лучше воспользоваться услугами профессионалов этого дела. Данный процесс является достаточно трудоемким и сложным, поэтому вам необходимо как следует подготовиться, и потом уже начинать.

2000sovetov.com

Как отполировать камень в домашних условиях

x

Check Also

Кафельная плитка издавна остается неизменным отделочным материалом для ванной. Именно этот вид керамики отлично подходит для условий постоянной повышенной влажности, сырости, перепадов температур, является стойким к образованию плесени, моющей бытовой ...

Кафельная плитка издавна остается неизменным отделочным материалом для ванной. Именно этот вид керамики отлично подходит для условий постоянной повышенной влажности, сырости, перепадов температур, является стойким к образованию плесени, моющей бытовой ...

Мойка на любой кухне — предмет обязательный. И кроме того, что он должен быть максимально практичным, так еще и привлекательным, уместным в общем стиле интерьера, а желательно — и не ...

Мойка на любой кухне — предмет обязательный. И кроме того, что он должен быть максимально практичным, так еще и привлекательным, уместным в общем стиле интерьера, а желательно — и не ...

Все поклонники кока-колы знают, какие следы на одежде она оставляет, если нечаянно пролить этот напиток. На первый взгляд не существует вариантов, как отстирать колу — остается только избавиться от испорченной ...

Все поклонники кока-колы знают, какие следы на одежде она оставляет, если нечаянно пролить этот напиток. На первый взгляд не существует вариантов, как отстирать колу — остается только избавиться от испорченной ...

Самое запоминающееся и приятное для всех девушек событие — это свадьба. Но, как бы аккуратно не старалась невеста обращаться со своим подвенечным платьем, с утра ее ждет неприятный сюрприз. После ...

Автоматическая стиральная машина превращает стирку в легкое и приятное занятие. Отсортировал белье, загрузил, насыпал порошок – а дальше она все сделает сама. Но случаются и разочарования. Вы достаете любимое платье, ...

Автоматическая стиральная машина превращает стирку в легкое и приятное занятие. Отсортировал белье, загрузил, насыпал порошок – а дальше она все сделает сама. Но случаются и разочарования. Вы достаете любимое платье, ...

Тональный крем практически незаменим в косметичке каждой женщины, ведь это основа под любой макияж. Но нередко бывают случаи, когда субстанция оставляет на любимой одежде следы, и вы задаетесь вопросом: Как ...

Тональный крем практически незаменим в косметичке каждой женщины, ведь это основа под любой макияж. Но нередко бывают случаи, когда субстанция оставляет на любимой одежде следы, и вы задаетесь вопросом: Как ...

Когда в ванной комнате пора прибраться, то у людей наверняка возникает вопрос: чем помыть акриловую ванну? Это — стандартная ситуация. Все предметы сантехники рано или поздно начинают загрязняться, в связи ...

Современные стиральные машины обычно сделаны так, чтобы неисправности, тем более очень сложные и дорогие в ремонте, возникали как можно реже. Тем не менее, от того, что не крутится барабан стиральной ...

Если вы в своем доме обнаружили муравья, то не стоит пугаться: возможно, он случайно забрел с улицы. Но если маленькие рыжие насекомые с регулярным постоянством показываются у вас в помещении, ...

Если вы в своем доме обнаружили муравья, то не стоит пугаться: возможно, он случайно забрел с улицы. Но если маленькие рыжие насекомые с регулярным постоянством показываются у вас в помещении, ...

Белый цвет символизирует радость и праздник, чистоту и элегантность. К сожалению, вещи именно этого цвета чаще всего теряют свою белизну от постоянных стирок. Поэтому каждая женщина должна знать, как отбелить ...

w6x.ru

Как обработать камень в домашних условиях

Резка полировка и обработка камня дома, самодельный станок

Перстни с лучистыми самоцветами. Кулоны, серьги, запонки и другие украшения с камнями. Письменные приборы, скульптуры. Колонны и цоколи зданий.

Красоту свою камень открывает не каждому: самое удивительное он дарит трудолюбивым. А труд это правильно разрезать камень, отшлифовать, отполировать или обработать по задуманной форме. За потраченный на него труд камень подарит картину, хранимую им тысячелетия, оживет и засверкает причудливыми красками и оттенками. И, однажды испытав радость «открытия» камня, увидев в нем удивительное, человек поневоле влюбляется в камень.

Как сделать станок для резки камня в домашних условиях

А как именно сделать станок для резки камня в домашних условиях, как подвести к нему охлаждение, этот вид творчества предоставляется самому любителю. Смотреть конструкцию станка —

Как отполировать камень в домашних условиях?

Перстни с лучистыми самоцветами и вставками, кулоны, серьги, запонки и другие украшения с камнями. Письменные приборы, скульптуры, колонны и цоколи и стены зданий. Во всех этих примерах, и не только в них, камни прекрасно выполняют роль художественного, скульптурного и строительного обрамления, служащие главной деталью для художественно-прикладной композиции. Любители камня коллекционируют все минералы, включая рудные породы. Например: агаты, яшмы, кремнии и переходные формы этих минералов. Сегодня вы узнаете, как и чем отполировать камень в домашних условиях.

Возвращать былую красоту камню мы будем при помощи следующих материалов:

  1. Наждачная бумага с разной крупностью зерна.
  2. Мягкая ткань или полировальные круги (для механической обработки).
  3. Специальная химия для камня.
  4. Шлифовальные круги.
  5. Песок.

Вся полировка делится на этапы, каждый этап будет описан по порядку.

Очищенные и отмытые камни надо отсортировать.

Важно! Опытные любители, знающие свое дело, находят в камне такие плоскости разрезов, через которые можно увидеть переливы красок, напоминающие пейзажи, а то и портреты.

Прежде чем начать работу над поделкой, надо:

Станок для резки, шлифовки можно собрать на базе электрического точила или электрического сверлильного устройства ЭЗС-1.

Важно! У него два выхода вала, один — оснащенный патроном 6, другой — наждачным кругом или специальной планшайбой, с алмазным покрытием. Мощность данного устройства ЭЗС-1 0,25 кВт, частота вращения 2800 мин.

Можно эксплуатировать для обработки камня и другие электродвигатели в диапазоне мощности от 0,25 до 0,5 кВт и частоте вращения от 1500 до 3000 мин. Установка прибора идет с расчетом того, что вам надо будет манипулировать различными размерами дисков и углами наклона.

Что надо учесть при работе:

Важно! Дабы уменьшить трение, в воду можно добавить мыльный раствор.

Важно! Правой же рукой подают камень. Крупные элементы лучше держать обеими руками, а поролон вместе с камнем прижимать к инструменту.

Важно! Как вариант — также можно установить камень в специально подготовленную картонную коробку, залить цементом и после полного отвердения разрезать камень вместе с цементной коробкой. Если вы использовали такой тип резки, то по его окончанию цемент осторожно удаляют.

Важно! Таким способом удобно резать элементы, размер которых немного превышает диаметр режущего инструмента.

Важно! Перед проклейкой камень надо просушить, чтобы в трещинах не осталось воды. Делается это так: его нагревают над электроплиткой, а после — охлаждают примерно до 60° С. На горячий материал кисточкой или палочкой ватной наносят вдоль отмеченных трещин эпоксидный клей, так он глубже проникает и быстрее затвердевает. Камень становится достаточно прочным, и как результат — его резка получится лучше.

В домашних условиях применяется и обычная болгарка, диск по камню. Более точная обработка вашего предмета потребует применение станка типа “пилорама” с металлической, желательно подвижной платформой.

При шлифовке используется наждачная бумага (крупного зерна), помимо бумаги, используются песок или пемза. Данный этап завершается тогда, когда вы увидите на поверхности ровный горизонт.

Важно! Зачастую приходится снимать 3-4 см.

Шлифовать можно как вручную, так и с помощью, например, угловой шлифовальной машинки (болгарки).

Вслед за шлифовкой пора отполировать камень. В домашних условиях для этого используют специальные средства наподобие полироли или же воска.

Большинство мастеров рекомендуют использовать вещества на основе воска. Средство наносится на поверхность булыжника и трется тканью или полировочным кругом до появления блеска.

Теперь необходимо покрыть булыжник защитным и декоративным средством. На рынке существует множество средств с разными свойствами: какие-то — выделяют структуру породы, некоторые — придают материалу “мокрый вид”.

Главное при выборе — не вестись на цены, а ссылаться на то, чтобы ваши старания не вылетели в трубу, потому как некачественное средство может сделать и такое.

Важно! Некоторые вещества в составе могут войти в реакцию и испортить предмет вашей гордости.

Гравировка – возможна при использовании приспособления для выполнения точечных работ, либо при использовании набора резцов по камню и молотка. В таком случае по завершению гравировки, надо отполировать камень, используя электродрель и насадками для полировки.

После получения таких знаний, вы готовы отполировать камень в домашних условиях. Опять же, следует помнить о правилах безопасности. Если вы не уверены в своих силах и у вас никогда не было опыта, лучше воспользоваться услугами профессионалов этого дела. Данный процесс является достаточно трудоемким и сложным, поэтому вам необходимо как следует подготовиться, и потом уже начинать.

А. Коробков, Ю. Рапопорт.

Обработка камня — одно из самых древних занятий, и в этом деле накоплен огромный опыт. По камнерезному делу написано немало книг, однако вся литература адресована профессионалам и рассчитана на производственные условия, которыми не располагает любитель. Тем не менее, несмотря на сложность работы с камнем, его все-таки можно обрабатывать в домашних условиях, используя крайне упрощенное оборудование.

Итак, ящики и рюкзаки распакованы, можно осмотреть трофеи, уточнить их названия и. в баню, конечно, имеются в виду камни. Надо как следует отмыть и отчистить свои сокровища.

Удалить то, что осаждалось на поверхности камня многие тысячи лет, дело нелегкое. Начать стоит с воды, щеток и скребков, используя весь арсенал хозяйственных моющих средств. Для очистки камней от извести и ненужных кристаллов кальцита обычно применяют 5 — 15-процентный раствор соляной кислоты. Часто требуется снять с кристаллов налет окислов железа; в этом случае хорошее средство — щавелевая кислота.

После очистки камни сортируют: одни — щетки, друзы, кристаллы, не требующие дополнительной обработки, отправляются на коллекционные полки, другие — на обработку.

Для начинающего любителя очень важным оказывается найти правильный подход к каждому камню, как неповторимому произведению природы. Например, миндалину совершенно очевидно нужно резать по плоскости 2-2. Но и в этом простом случае нелегко понять, как резать — ведь камень полностью закрыт. Разрешение подобных проблем, чаще всего не таких очевидных, как в данном примере, требует опыта, чутья и вкуса.

Приемы работы с камнем определяются его свойствами, и в первую очередь его твердостью. Однако твердость не единственный признак, с которым придется считаться. Минералы обладают различной вязкостью, хрупкостью и неоднородностью свойств в массе. Примером механической неоднородности может служить слюда. Понятно, что и обработка ее в различных направлениях окажется неодинаковой. Все это, конечно, осложняет обработку и требует вдумчивого, внимательного подхода к делу.

Любительская обработка камня может быть сведена к пяти видам работ:

2) обточка или обдирка (придание нужной формы),

3) шлифовка (выравнивание поверхности после резки или шлифовки),

4) полировка (придание зеркального блеска),

5) резьба по камню.

Итак, первая стадия обработки — резка. Камень режут вращающимся тонким металлическим диском, кромка которого несет на себе частички минерала более твердого, чем разрезаемый образец.

В прошлые времена круги делали из мягкого металла (медь), в который легко вдавливаются и задерживаются на поверхности абразивные частички. К месту резания непрерывно подавалась водяная кашица из абразива.

Теперь для резки камня пользуются прекрасным инструментом — алмазным отрезным кругом, или, как его часто называют, алмазной пилой. Алмазные круги позволили в десятки раз ускорить резание. Кромка его состоит из прочно спрессованного слоя металлического и алмазного порошков. Алмазные зерна изнашиваются очень медленно, а металлическая основа прочно их удерживает до полного износа. Свободный от зерен металл постепенно истирается, обнажая все новые и новые зерна. Чтобы помочь обнажению новых зерен, круг периодически «затачивают»: разрезают им кусочки абразивного камня, имеющего мягкую связку (желательно иметь камень с зернами от 100 до 400 микрон). Заточка не только улучшает режущие свойства круга, но и выравнивает его, сглаживает отдельные выступы, образовавшиеся при резке особенно твердых камней.

Алмазные круги приобрести не так просто, как обычный домашний инструмент, однако, можно резать камень и без алмазного круга. Как это сделать, будет сказано ниже.

Место резания от трения сильно нагревается. Чтобы избежать перегрева и растрескивания камня, применяют охлаждающие жидкости, которые одновременно выполняют функцию смазки. Хорошие результаты получаются при охлаждении керосином (солярка и легроин непригодны, так как окрашивают некоторые камни в неприятный желтый цвет). Однако керосин можно использовать лишь в герметически закрывающихся автоматических станках (огнеопасно!). В любительских условиях обычно употребляют обыкновенную воду. В нее иногда добавляют небольшое количество соды: это улучшает ее смазывающие свойства. Однако надо помнить, что образующийся при резке содоводяной туман распространяется в помещении, оседает на стены и окружающие предметы.

Теперь об устройстве резального станка. Домашний станок — это множество компромиссов и упрощений по сравнению с промышленным, но и к нему предъявляются строгие требования. Самое важнейшее из них — свести до минимума эксцентричность отрезного круга на валу, эксцентричность валов подшипников, продольные и особенно поперечные люфты вала (хорошие результаты можно получить используя радиально-упорные подшипники качения). Эти меры позволят значительно удлинить срок службы отрезного круга и избежать ногтеобразных заколов на поверхности камня.

Подшипники вала нужно защитить от шлама, который образуется при резке и вместе с охлаждающей жидкостью разбрызгивается и оседает на деталях станка. Шлам обладает высокими абразивными и коррозионными свойствами. Обычные фетровые или резиновые сальники защищают подшипники недостаточно, нужна еще как минимум экранирующая защита.

Проще всего сделать станок, у которого алмазный круг насаживается прямо на ось электродвигателя . Частота вращения круга диаметром 200 мм должна быть 2500-3000 об/мин. При такой схеме нужно, чтобы подшипники двигателя были весьма точными (например, подшипники скольжения), а ротор хорошо сбалансирован. Иначе такой дорогой и редкий инструмент, как алмазный круг, не прослужит долго.

Если нет возможности приобрести хороший двигатель, следует выбрать конструкцию станка с эластичной связью между мотором и кругом. Лучшие результаты дает клиноременная передача. Она поглощает жесткие удары при перекосах камня, позволяет вынести двигатель из зоны большой влажности, а также простым подбором диаметров шкивов получить необходимую для хорошей работы алмазного круга частоту его вращения независимо от оборотов двигателя . Конструкцию нужно продумать так, чтобы заменять отрезные диски было легко, не разбирая для этого станок. Диаметр фланца, крепящего круг к валу, может быть небольшим, всего на 8-10 миллиметров больше диаметра посадочного отверстия круга. Электромотор лучше всего приобрести однофазный, асинхронный мощностью 180-230 ватт. Такие двигатели используются в бытовых приборах и всегда имеются в продаже.

Охлаждающая жидкость должна подводиться к кругу с обеих сторон, и так, чтобы вся его поверхность была смочена. Обычно ее подводят двумя гибкими трубочками, слегка прижатыми к бокам круга. Располагают их ближе к оси и на 30-40 миллиметров выше линии, соединяющей ось вала с центром рабочего участка круга .

При резке охлаждающая жидкость разбрызгивается, и приходится заботиться о том, чтобы она попадала в водосбор. Разрабатывая защиту следует помнить о том, что около 60-70% воды разбрызгивается в плоскости вращения диска. Разлет в стороны идет под углом, не превышающим 5-10 градусов. На рисунке показано направление разлета жидкости . Наиболее трудно управиться с остальными 30-40% жидкости, так как именно эта часть разлетается довольно равномерно во всех направлениях. К счастью, брызги, образующиеся в месте входа диска в камень, почти не содержат шлама. Шлам выходит снизу и тонет в ванне.

Хорошую защиту от разбрызгивания удается получить в следующей конструкции . Здесь в передней части ванны прикреплен фартук из полиэтилена или клеенки, который верхней частью застегивается вокруг шеи мастера. Если его сделать достаточно широким, то почти все брызги, вылетевшие за пределы станка, попадают на фартук и стекают по нему в ванну. Из ванны жидкость со шламом по трубке (диаметр не менее 10 миллиметров) удаляется из станка. Количество подаваемой воды придется подбирать экспериментально, но, как правило, достаточно, чтобы при неработающем моторе с круга стекала тоненькая струйка (обязательно с двух сторон) и не разделялась на капли, по крайней мере на протяжении 3-5 сантиметров своего свободного падения.

Не следует особенно облегчать станок, чем больше его вес, тем более крупные образцы на нем можно резать. Лучше всего смонтировать станок стационарно. Например, в какой-либо тумбочке. Резать камень можно как на упоре (столике), прижимая к нему камень и двигая по поверхности, так и без него, когда вы просто держите камень двумя руками. Преимущества последнего способа состоят в том, что можно совершенно произвольно выбирать плоскость резания независимо от формы камня и медленно поворачивать его в этой плоскости, что в 2-5 раз убыстряет дело. К недостаткам следует отнести сравнительно быстрый износ инструмента (неравномерность выработки режущей кромки) и то, что камень довольно трудно удержать в плоскости резания. Осваивать этот прием следует с осторожностью, так как при перекосе камень может быть выбит из рук, а инструмент сломан.

При работе с упором плоскость резания вынужденно выбирается так, чтобы камень устойчиво прилегал к столику и не качался на нем. Резка с упором проще и безопаснее в смысле поломки инструментов, лучше сохраняется алмазный круг, но дело идет гораздо медленнее. Камень подают на круг с небольшим нажатием, это увеличивает скорость резания, но слишком большой нажим приводит к выкрашиванию еще не изношенных алмазных зерен. Впрочем, навык появляется довольно быстро .

Как уже было сказано, камень можно резать и без алмазного круга, как это делали до его появления. Для резания берут латунный или медный диск и абразивный порошок, подаваемый к месту резания в виде кашицы. Дополнительного охлаждения не требуется, так как нагрев в этом случае незначителен. Для работы подойдет любой из вышеупомянутых станков, у которого частота вращения диска уменьшена до 200-300 оборотов в минуту. При большей скорости незакрепленный абразив будет сбрасываться с диска. Резание идет очень долго, и для ускорения желательно сделать приспособление, автоматически подающее кашицу и удерживающее камень . Здесь камень подается под действием собственного веса и веса рычага, на котором он жестко закреплен. Другой конец рычага свободно поворачивается вокруг оси АА, строго параллельной оси отрезного круга. Вращаясь, отрезной круг проходит через слой масляно-абразивной суспензии и увлекает вместе с маслом режущие частички. Учитывая медлительность процесса, можно на пути рычага закрепить концевой выключатель для автоматического выключения станка по окончании резания.

Кроме изложенных способов режут камень еще и штрипсами — прямыми полотнами, подобными ножовочным . Штрипсы делают из стали с алмазной режущей частью. Штрипсовые станки применяют для одновременной резки камня на несколько пластин. На каменный блок опускается рама с параллельно закрепленными штрипсами. Кривошипный механизм сообщает ей возвратно-поступательные движения. Поле резания орошается жидкостью, которая охлаждает, смазывает и уносит шлам. На этом принципе можно представить себе разные варианты любительского станка, работающего не с алмазным инструментом, а с абразивной суспензией.

Наиболее распространенный способ подачи камня на режущий инструмент . Возможен обратный вариант: камень закреплен, подается режущий инструмент, установленный вместе с двигателем на качающейся раме .

Таковы общие рекомендации по выбору станка для резания камня. Конкретная конструкция будет определяться местом установки станка (жилая комната или отдельная мастерская) и, конечно, вашими техническими возможностями.

elfterra.ru

Как обработать природный камень в домашних условиях

Так как большинство камней добывается в виде бесформенной массивной породы, они нуждаются в обработке, которая сделает возможным их дальнейшее применение в той или иной области. Исключение составляют породы, обладающие природной декоративной ценностью (валун, галька, коралл, жемчуг и т.д.). Разнообразная фактурная обработка природного камня придает ему эстетичный вид, помогает выявить и подчеркнуть декоративные свойства, либо скрыть недостатки.

Современные технологии обработки натурального камня

Механизированное камнерезное производство позволяет обрабатывать любые породы и предавать их поверхности после добычи и распиловки необходимую фактуру. Существуют следующие технологии обработки натурального камня для получения нужной фактуры поверхности. С некоторыми из них можно ознакомиться ниже.

Пиленная поверхность — получают путём распила заготовки. Для этого применяются станки с прямолинейным движением пильной рамы, ленточные, канатные и дисковые пилы. Поверхность становится шероховатой с прерывистыми бороздками глубиной до 5 мм.

Поверхности с такой фактурой применяются для мощения площадок, садовых дорожек, облицовки цоколей и стен. К тому же, эти изделия используются в качестве материала для последующей, более тонкой обработки – полировка, шлифовка, лощение.

Шлифованная поверхность – образуется в результате обработки заготовки шлифовальными кругами, на станках портального и мостового типа, шлифовально-полировальных конвейерах и шлифовально-полировальных станках для объемных изделий. Поверхность приобретает равномерную шероховатость, с неровностями рельефа высотой до 0,5 мм. Такая технология применима для светлых пород с невыраженным рисунком. Для темных, особенно с узором пород не подходит, так как значительно скрадывает рисунок и цвет.

Такие изделия применяются для отделки пола, площадок, ступеней лестниц и мест, где необходимо уменьшить скольжение.

Лощеная фактура – достигается при использовании специальных шлифовальных кругов с напылением микро-шлиф-порошков. Поверхность получается гладкой, но не имеет зеркального блеска. Лощение хорошо открывает рисунок, выделяя структуру камня.

Полученные таким образом плиты применяются для облицовки плоскости пола и наружных стен зданий.

Полированная – достигается при последующем шлифовании лощеной поверхности на конвейере кругами с порошковым напылением, а затем войлочными и матерчатыми круги. Особый блеск придает полированному камню применение пасты Гой или азотнокислого олова.

Распространенные способы обработки натурального камня

Современные способы обработки натурального камня подразделяют на 2 вида: механические и физико-механические.

К механическим способам относятся наиболее распространенные до настоящего момента такие способы как скалывание, ударное разрушение и резка.

При скалывании достигается: фактура плоской и рельефной «скалы», бугристая, характеризующаяся на лицевой поверхности наличием равномерно распределенных впадин и бугров фактура и фактура рельефная, с наличием параллельно расположенных борозд высотой от 0,5 до 3 мм.

Резка – самый распространенный из современных способов обработки камня. Осуществляется методом дисковой, канатной или штрипсовой распиловки.

Штрипсовая распиловка разделяется на распиловку с использование стальной и чугунной дроби и на алмазно-штрипсовую распиловку.

Распиловка дисковая приобретает все более широкое распространение в обработке пород любой твердости и подразделяется на дисковую и алмазно-дисковую распиловку резцами.

Канатная распиловка получила широкое распространение при резке пород различной плотности. Ее развитие идет в 3-х направлениях: канатная с помощью абразива, алмазно-канатная и распиловка канатами, армированными твердосплавными шайбами.

Ударное разрушение камня наиболее широко используется в практике производства тесаных изделий. Чаще всего таким способом изготавливают ступени, основания памятников, устои мостов и другие элементы, где достигается точечная фактура обработки.

Обработка натурального камня в домашних условиях

По степени сложности все камни делят на мягкие и твердые. Камни мягкие легко поддаются обработке тем же инструментом, что и металлические изделия, а твердые камни нуждаются в применении специального инструмента. Обработка камня в домашних условиях требует наличия отдельного помещения оборудованного вытяжной вентиляцией, так как такие работы как резка и шлифовка сопровождаются большим количеством каменной пыли, очень вредной для здоровья.

В домашних условиях для обработки натурального камня можно проводить такие работы как: резка, шлифовка, полировка камня и гравировка.

Важно помнить, что резка, шлифовка и полировка камня проводится только с непрерывной подачей воды. Вода охлаждает режущий элемент, удаляет образующийся при работе шлам и значительно снижает уровень каменной пыли.

Резка – грубая осуществляется при помощи обычной болгарки и диска по камню. Более точная потребует применение станка типа пилорама с металлической, желательно подвижной платформой.

Шлифовка – осуществляется при помощи шлифовального станка (ручного или стационарного) или болгарки с соответствующими шлифовальными кругами. Самый простой способ шлифовки, но только для камней размером до 20-25 см длиной: на чугунную плиту нужно насыпать абразивный порошок и залить водой, сверху положить камень и тереть, пока он не приобретет нужную поверхность. Мелкозернистая структура чугуна способствует обработке камня.

Полировка – выполняется с применением специальных полировочных кругов и пасты Гой.

Гравировка – возможна при использовании приспособления для выполнения точных работ, либо при помощи набора резцов по камню и молотка. В этом случае гравировку нужно отполировать, используя электродрель и насадками для полировки.

Современные способы обработки природного камня

Современная камнеобрабатывающая промышленность применяет для обработки камня различные методы разрушения горных пород, которые подразделяют на два вида: механические и физико-механические.

Механические методы обработки камня, такие как скалывание, резание и ударное разрушение, до настоящего времени являются наиболее распространенными.

 При обработке камня скалыванием достигаются:

—        фактура рельефной и плоской «скалы». Первую получают путем скалывания по периметру лицевой поверхности камня закольни-ками или молотком. В процессе обкалывания камню можно придать рельеф различной глубины. При расколе камня на колочном станке может быть получена менее рельефная фактура «плоской скалы»;

—        бугристая фактура, характеризующаяся наличием на лицевой поверхности равномерно распределенных бугров и впадин, получаемых от обработки скалывающими инструментами (шпунтом или узкой скальпелыо) или путем раскалывания камня на колоч-ных станках;

— рифленая фактура, характеризуемая наличием параллельных борозд с высотой рельефа от 0,5 до 3 мм. Она достигается путем обработки распила пород средней твердости троянкой или обработкой камня на строгальных станках с помощью гребенчатого резца.

Среди физико-технических методов обработки камня уже нашел широкое применение метод обработки камня термореактивными газовыми горелками бензино-воздушного и керосиново-кислородного типов.

Бензино-воздушные термоотбойники применяют для изготовления архитекруно-строительных деталей и монументов из пород высокой крепости. Использование термоотбойников повышает производительность и улучшает условия труда, снижая при этом себестоимость продукции.

Обработка камня токами высокой частоты наиболее пригодна для приготовления блоков-заготовок в производстве ступеней, бордюра, парапета и др. Используют высокочастотные колебания с частотой до 20 МГц. Разрушение пород токами высокой частоты совершенствуется и имеет большую перспективу.

Оригинальное решение по камнеобработке представляет плазменное разрушение пород кристаллической структуры. Вытекающая из плазмотрона струя со скоростью до 1000 м/с и с температурой до 2400°С практически режет камень.

Обработка камня лазерами проводится в направлении полного разрушения горной породы или ее ослабления для последующего разрушения горной породы механическими способами. Квантовыми генераторами практически можно эффективно разрушать любую горную породу, придавая ей при обработке любую форму.

Перспективен способ обработки камня высокоскоростной водяной струей, подаваемой под давлением более 10 МПа через сопло диаметром в несколько миллиметров. За счет кинетической энергии струя прорезает за один проход камень на глубину до 4 см. Если сочетать водные струи с электрогидравлическим эффектом (пульсация струи до 300-3000 импульсов в минуту), то можно эффективно разрушить породу любой прочности.

Всем известно, какое чарующее впечатление способна произвести на человека красота, таящаяся в камне. Природный вид самоцвета, на первый взгляд, может показаться тусклым и невзрачным, но это до тех пор, пока его не коснутся чуткие руки мастера, знающего способ, как открыть сокровенную тайну.

Достоинство будущего ювелирного изделия напрямую зависит от правильной шлифовки и огранки камня. Одним из классических методов обработки драгоценных камней и самоцветов, набирающим в наши дни большую популярность, является кабошон.

Что такое кабошоны

Ещё недавно ювелирная мода оказывала абсолютное предпочтение острым граням рассыпающих холодные искры драгоценных кристаллов. Украшения с разноцветными гладкими камушками, как атрибуты старой моды, хранились в бабушкиных сундуках, ожидая своего часа.

И вот в наши дни внимание требовательных модниц и ценителей красоты вновь обращено к излучающим мягкий свет, нежность и тепло, милым сердцу кабошонам.

Кабошоны — что это в строгом понимании слова? Этот термин появился в XVII веке во Франции. Он происходит от французского слова, обозначающего в переводе — голова, и возник по ассоциации с круглой головкой гвоздя. Это забавное название стало использоваться в отношении ювелирных изделий из камня, благодаря известной истории.

Один из богатейших французов того времени кардинал Жуль Мазарен обладал коллекцией крупных алмазов. Он очень дорожил своим драгоценным достоянием и чтобы избежать больших потерь, неизбежных при обычной огранке, велел мастерам отшлифовать камни, придав им округлую форму.

Волшебное сияние гладких алмазов произвело сильное впечатление на французскую знать и вызвало волну новых предпочтений среди блистающих в свете аристократок. Так, в Европу пришла мода на украшения с гладкими выпуклыми камнями.

И сегодня кабошоны — это ровно отшлифованные камни, обычно сверху выпуклые, снизу ровные, используемые в ювелирных изделиях и бижутерии. Такой вид обработки особенно эффективен для полупрозрачных, матовых минералов, обладающих красивым цветом и особым сиянием, а также для самоцветов с выразительным, созданным природой уникальным рисунком.

Основные формы кабошонов

Шлифовка способом кабошон открывает широкое пространство для фантазии художника-ювелира. Возможность варьирования форм позволяет выявить сокровенную красоту любого образца.

Тем не менее существует перечень основных форм отточенного веками искусства. Основанием изделия может быть выбрана одна из следующих геометрических фигур:

В каждом отдельном случае на выбор формы влияют несколько важных моментов. В первую очередь — это прочность породы.

Для хрупких образцов предпочтительнее овальные фигуры, позволяющие избежать нечаянных сколов. Затем распознаются особые достоинства камня, те, что создадут неповторимость будущего ювелирного изделия.

И, конечно, важно, кто станет его обладателем. Юной романтической особе, скорее всего, подойдёт сердечко, цветущей женщине — капля или круг в красивой оправе, мужчине — строгий квадрат в перстне, многоугольник или крест. Высота кабошона выбирается из диапазона от полусферы до невысокой формы, напоминающей наплыв.

Материалы для кабошонов

В результате многовекового опыта определён перечень драгоценных камней и самоцветов, наилучшим образом открывающих свои эксклюзивные качества при обработке способом кабошон. Можно перечислить несколько наиболее известных наименований:

  1. Звездчатый рубин — кабошон с эффектом астеризма, преобразующий свет в лучащуюся звезду.
  2. Звездчатый сапфир — драгоценный камень синего цвета, с сияющей звездой в глубине.
  3. Селенит или лунный камень — полупрозрачный голубовато-молочный полевой шпат, завораживающий таинственным «лунным» сиянием.
  4. Кошачий глаз — полупрозрачный хризоберилл с перемещающимся внутри вертикальным бликом, напоминающим зрачок кошачьего глаза.
  5. Бирюза — непрозрачный самоцвет особого зелёного оттенка, иногда покрытый тонкой узорной сеточкой, заметен издалека, но не раздражает, а всегда производит благотворное впечатление.
  6. Опал — матовый самоцвет красивых серых оттенков.
  7. Нефрит — матовый самоцвет, имеющий целую палитру оттенков от светло-бежевого до тёмно-зелёного, отличающийся нежным блеском отшлифованной поверхности.
  8. Агат — непрозрачный камень, подходит поклонникам глубокого чёрного цвета.
  9. Малахит — тёмно-зелёная горная порода, отличающаяся изысканным рисунком.

Кроме натуральных камней, для изготовления кабошонов используются искусственные материалы, например, цветное стекло.

Применение кабошонов

Кабошоны вставляют в кольца и кулоны, браслеты и серьги, а также используют для декорации сумок и кошельков. В продаже сегодня имеется большой выбор специальных металлических заготовок для тех же колец и кулонов, а также для серёжек.

У каждой рукодельницы, как правило, есть собственный набор инструментов для обработки ювелирных изделий, с помощью которых можно легко вставить кабошон в имеющуюся заготовку.

Например, изготовление броши или кольца если есть заготовки не отнимет много сил у рукодельницы. Тут, главное — внимательно подобрать форму и цвет самого кабошона, и тогда несколько маленьких штрихов в виде стразов или полимерных цветов помогут создать поистине неповторимое изделие.

Оставив в прошлом чопорную строгость, современные кабошоны оживляют окружающее человека пространство, наполняя его яркими брызгами позитива.

Источники:

gemguide.ru


Смотрите также