Звоните! С 7:00-23:00 8(495)220-16-19

Паспарту для картины что это


Что такое паспарту, зачем оно и как его сделать | InformPhoto.ru

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту — это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту — это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле — и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).

Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).

Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.

Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

Несколько заключительных рекомендаций

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.

Выводы

Готовые паспарту и рамки, имеющиеся в широкой продаже, редко помогают гармонично оформить произведение изобразительного искусства. Поэтому типовым решениям следует предпочесть индивидуальный подход. При этом необходимо учитывать:

— законы восприятия; — свойства самого произведения;

— особенности интерьера, в который будет помещено изображение.

www.informphoto.ru

Паспарту - что это такое и назначение, как выбрать по размеру, способу расположения и материалу изготовления

Представить картину без рамы невозможно, т.к. без этого важного элемента произведение искусства выглядит неполноценным. К тому же, ничто так не украшает и не придает изображению большей оригинальности, как искусно подобранный паспарту (passe partout). Он добавит творению необходимую эффектность и завершенность, благодаря чему картина станет важным акцентирующим элементом в любом помещении. Она будет приковывать внимание ваших гостей и гармоничным образом вписываться в общий стиль дизайна интерьера.

Прежде чем заказать такое изделие, запомните, что паспарту – это широкая рамка (фр. passe partout), выполненная из многослойного картона, которая обрамляет фотографию, коллаж, рисунок, иллюстрацию или какое-либо другое произведение искусства. Благодаря этому создается граница между рамой и картиной. Таким способом принято выделять портреты. Отличие паспарту от обычной рамки заключается в том, что оно является, по сути, куском картона, в середине которого вырезано овальное, круглое или четырехугольное отверстие. Причем сделано это под рамку меньшей толщины.

Паспарту представлены на современном рынке богатой палитрой цветов и оттенков и широким ассортиментом размеров, что позволяет свободнее подбирать рамку под конкретное изображение. Помимо этого, на таком изделии часто располагают автограф изображенного или поясняющие подписи. Правильно подобранный вариант придает творению полноценность и помогает решить целый ряд декоративных задач, связанных с художественным оформлением. При оформлении дизайнеры могут накладывать как двойные, так и тройные паспарту.

Решив заказать паспарту для фото или какого-либо изображения, который будет выглядеть эстетично и оригинально, ознакомьтесь для начала с назначениями такого предмета. Часто он выступает в качестве своеобразного элемента искусства, подчеркивающего то или иное творение искусства. Кроме того, рамка такого типа выполняет следующие функции:

Рамка паспарту (большая часть) имеет одинаковые размеры, причем со всех сторон. Такой подход считается оправданным с коммерческой точки зрения, т.к. его можно использовать как для книжного, так и альбомного варианта. Правда, этот формат не всегда уместен с эстетической точки зрения. Объясняется это особенностями зрительного восприятия человека, т.к. при рассмотрении вертикальных объектов самым гармоничным будет тот, нижняя часть которого имеет больший вес.

Следует сказать, что симметричная рамка – это не всегда плохо, например, если картинка имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления в зрительном плане не потребуется. Необходимости в несимметричном паспарту нет, если оно приобретается для познавательных и научных иллюстраций. В целом, удачно подобранное обрамление и размеры способны придать статус произведения любому линейному и цветовому хаосу, и даже наивным детским рисункам.

Из чего изготавливают

Планируя приобрести паспарту для фотографий, ознакомьтесь с материалами изготовления такого предмета. Для этой цели производители используют лист бумаги или картона в форме листы, который с обеих сторон покрыт слоям бумаги. Лицевая сторона при этом покрывается цветным слоем. Картон бывает однотонным и цветным – толщина колеблется от 0,5 до 3 мм. В первом случае цвет среза и лицевой стороны одинаковы, а во втором – срез отличается по цвету верхнего слоя.

Лучшие свойства имеет картон музейного качества, менее подверженный воздействию грибка. Более качественным считается картон с качество консервации, изготовленный из натурального хлопка – он совсем не дает возможности грибку распространяться. Еще есть материал из целлюлозы с содержанием лигнина – подвергается окислению и портит бумагу картинки. Подробнее об изготовлении паспарту:

Способы расположения паспарту

Картины с паспарту могут подсознательно восприниматься в качестве арт-объектов. Иногда для повышения декоративных свойств применяют кант для паспарту, изготавливаемый в виде деревянной или пластиковой планки – располагается между изображением и полем. Желательно, перед выбором того или иного предмета определиться с оптимальным способом его расположения. Всего их существует два:

Паспарту может отличаться по фактуре или покрытию, в качестве которого используется бархат, шелк, лен и декоративные пленки. Белое, серое или решение другого цвета идеально подходит для гравюры, картины, обычной фотографии. В зависимости от величины творения для его оформления можно выбрать узкой или широкое паспарту. Первый вариант акцентирует внимание на раме, а второй добавляет картинке «воздуха». Кроме того, определитесь с подходящим вариантом такой детали:

Выбор размера

При подборе оптимального решения обратите внимание на диагональ, высоту и ширину изделия. Слишком маленькие поля не будут выполнять свою основную функцию. Их ширина практически всегда выбирается немного больше ширины рамы. Иногда широкие поля считаются неуместными, т.к. чрезмерно большое изделие отвлекает внимание от самой картины. Ширины поля находится в пределах от 1/4 до 1/3 узкой стороны рисунка. Если изображение само по себе не сбалансировано, то допускается делать боковые поля очень широкими. Помимо этого, широкий вариант может использоваться в следующих случаях:

Выбор размера является серьезным делом. Если вы не ошибетесь с ним, то сможете представить изображение в самом лучшем восприятии. Варианты:

Выбор цвета

Однотонная продукция производится в широчайшей цветовой гамме – от снежного белого до глубокого черного. Паспарту выступает в качестве инструмента для достижения цветового баланса между картиной и рамой. При подборе очень важно следить за цветовым сочетанием:

Паспарту своими руками

Если вы собираетесь сделать паспарту самостоятельно, то подготовьте линейку, ножницы, картон, плотную цветную бумагу, линейку, металлический уголок и клей. Этапы работы:

Цена

Прежде чем выбрать паспарту на свой вкус, ознакомьтесь с разбросом цен. Ассортимент, представленный в специализированных магазинах, в т.ч. и в интернете, очень большой. При выборе осмотрите изделие, переверните его, проверив обе стороны, чтобы убедиться в отсутствии дефектов. В стоимость часто включается вырезка окошка для вашего постера, фотографии или другой работы:

Название

Размеры (внешний и внутренний)

Цена в рублях

Зеленый Мох

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Зеленый Мох

А3 29,7x42 см, А4 21x29,7 см

210

Зеленый Мох

70x100см, 50x70см

590

Красная малина

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Красная малина

А2 42x59,4 см, А3 29,7x42 см

350

Снежно-белый

А1 59,4x84,1 см, А2 42x59,4 см

480

Черный

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Кремовый

70x100см, 50x70см

590

Видео

sovets.net

Как подобрать паспарту?

Паспарту — поля между изображением и рамой (багетом), визуальное назначение которых — концентрация внимания на изображении, улучшение его восприятия,

эстетическое согласование картины (в широком смысле слова) и внешних интерьерных объектов.

Другая функция паспарту — защита изображения от соприкосновения со стеклом и рамой. С этой, а также с целью повышения декоративных свойств иногда

используют кант для паспарту. Он выполняется в виде тонкой пластиковой или деревянной планки и располагается между полем и изображением.  

Важно знать!

Любое изображение, оформленное в раму и паспарту, современный человек подсознательно воспринимает как арт-объект.

Удачно подобранное обрамление способно придать статус произведения любому цветовому и линейному хаосу, наивным детским рисункам и даже пустому листу.

Из чего изготавливают паспарту?

Материал для паспарту — однотонный или цветной картон толщиной 0,5 – 3 мм. Самый распространённый картон изготавливают из целлюлозы с легнином,

добиваясь нейтрального уровня кислотности. Однако с течением времени окисляется, отрицательно воздействуя на прилегающую бумагу.                                         

Для более длительного хранения используют музейный картон (свыше 20 лет) и т. н. консервационный. Последний не подвержен процессам окисления                 

и заражения грибком, т. к. состоит только из хлопка.                                                                                                                                                                                         

Количество паспарту

Поля для изображения могут быть одинарными, двойными и даже тройными. Для получения многослойной конструкции одно паспарту

накладывается на другое с видимым зазором.            

Двойные и тройные поля, особенно разнящиеся по цвету или тону, с ещё большим успехом выполняют свои функции, однако подбор паспарту

из нескольких листов   — занятие непростое и требует опытного вкуса и знаний специалиста.

Выбор размера паспарту

Существует доказанное правило наилучшего восприятия изображения в зависимости от ширины обрамляющих полей:

Выбор цвета

Паспарту может отличаться от цвета рамы, но может полностью совпадать с ним. Любого результата легко добиться, так как для паспарту выпускают в

 ассортименте цветной однотонный и многоцветный картон. На чём остановиться, зависит от вкуса владельца, самого изображения, интерьера.  

  Для чёрно-белых изображений рекомендуют выбирать паспарту любого серого оттенка — от чёрного до белого.Белые поля зрительно выдвигают изображение, образуют

вокруг него «воздушное пространство». Тёмные и чёрные поля создают зрительный эффект окна, словно мы выглядываем (заглядываем) в другую реальность.                 

Цветные паспарту подбирают в соответствии с гаммой изображения. Ориентиром служит один из цветов картины, который при этом нельзя повторять в точности,       

но выбрать более приглушённый и максимально нейтральный его тон/оттенок.                                                                                                                                                         

Разноцветные или чрезвычайно яркие паспарту — область эксперимента. Они бывают уместны для экспериментального же искусства,

               объёмных изображений с крупными деталями или очень «пустых» картин. В таких случаях паспарту выполняет не просто эстетические функции,

  но и художественные, дополняя и завершая смысл изображения, образуя его ценность для зрителя.                                                               

Паспарту не требуется

Не нужны дополнительные поля для полотен, написанных маслом. Это связано с техническими особенностями картин, традицией их оформления и нашего восприятия. 

bagetpro.ru

Колонка дизайнера: Паспарту и с чем его едят

Декорирование — один из важнейших этапов в дизайне интерьера. Именно с его помощью помещение приобретает ту индивидуальность и самобытность, которой не хватает сразу по окончании ремонта.

Наверное, самым используемым приемом стало декорирование стен. Это могут быть картины, постеры, гобелены — да все что угодно. Но чаще всего — это рамки с изображениями.

1

В рамки могут быть вставлены фотографии членов семьи, пейзажи, абстрактные рисунки, детское творчество, гравюры. Все это добавляет свою нотку в создание уюта.

2

Что такое паспарту?

Но есть один маленький секрет, который сделает ваши изображения в рамках еще более выразительными. И секрет этот — паспарту. Да. все именно так просто. Говоря простым языком, паспарту — это контрастная по цвету «окантовка» вашего изображения. Паспарту может быть тонким — см 5 или очень широким — 10, 15 или даже 30 см. Его размер регулируете исключительно вы в зависимости от ваших вкусовых предпочтений.

1

Как подобрать паспарту?

Решение №1:  Чаще всего паспарту имеет одинаковую ширину со всех четырех сторон. Но это совершенно не догма. Очень интересным может стать и решение, когда паспарту шире в нижней части ( это наиболее выгодная сторона для того, чтобы подчеркнуть все достоинства вашего изображения и не исказить восприятие).

1

1

Решение №2: В идеале паспарту должно быть контрастным как по отношению к рамке, так и к изображению. То есть, если рамка черная, а фотография черно-белая — паспарту априори белого цвета. Его, конечно же, можно сделать и ярко-салатовым, но не будем вдаваться в крайности.

Обсудим ключевые базовые приемы, а уже интерпретировать их каждый может на свое усмотрение.

1

Решение №3: Паспарту даже может быть… два. Это в случае, когда рамка и изображение между собой контрастны. В этом случае уместен вопрос: «Для чего же в этой ситуации паспарту?» Дело в том, что парспарту очень хорошо фокусирует внимание. И любое изображение будет выглядеть более выигрышно в окружении контрастных цветов.

Кроме того, не пользуясь паспарту, вы рискуете «украсть» часть своего изображения. Оно будет спрятано под рамой.

Решение №4: Нетрадиционным решением может стать прозрачное паспарту. То есть, скорее — его отсутствие.

4

7

Решение №5: И еще одно решение — паспарту в один цвет. Особо выигрышно смотрится в белом цвете. И это еще одно приятное исключение, которое подтверждает правила, описанные выше.

3

3

Как сделать паспарту?

1 вариант: Отправиться в багетную мастерскую. Захватите с собой изображение и раму. Мастера помогут вам подобрать цвет паспарту и вырежут его из очень плотного картона, стыкуя края по диагонали.

2

1

2 вариант: Сделать паспарту своими руками. Этот вариант уместно использовать, если изображения будут под стеклом. В этом случае просто вставьте в рамку лист плотной белой бумаги, а потом аккуратно по центру разместите ваше изображение (можно его немного закрепить сухим карандашным клеем).

Предварительно, конечно же, следует сделать соответствующие замеры, чтобы все точно и ровно соприкасалось.

1

1

Экспериментировать с диагональной прирезкой в домашних условиях и без соответствующих навыков и инструментов, думаю, не стоит. Хороший результат придет к n-ному разу. А сумма за испорченные материалы превысит стоимость услуг багетной мастерской.

1

1 1 1 3 1 4 2 4 2 2

Измените что-то в своем доме! Меняйте постоянно.

И пускай вам будет всегда приятно возвращаться Домой!

homester.com.ua


Смотрите также